000546
69 впрочем, как все феномены человеческой реальности, но « Mitsein » мо- жет только вызвать самообман, представляясь в виде ситуации, кото- рую самообман позволяет превзойти; самообман не приходит извне к человеческой реальности. Самообман не испытывают, им не зара- жаются, он не есть состояние. Но сознание само воздействует на себя в самообмане. Необходимы первичная интенция и проект самообма- на; этот проект предполагает понимание самообмана как такового и дорефлексивное постижение сознания как принявшего самообман. Отсюда следует вначале, что тот, кому лгут, и тот, кто лжет, – одно и то же лицо; это значит, что я должен знать, как обманщик, истину, которая скрывается от меня, поскольку я являюсь обманутым. Более того, я должен знать очень точно эту истину, чтобы скрыть ее от себя более тщательно, и это происходит не в два различных временных мо- мента, что позволяло бы в крайнем случае установить подобие двой- ственности, но в единой структуре того же самого проекта. Как, од- нако, может существовать ложь, если двойственность, которая ее обу- словливает, устраняется? К этой трудности здесь добавляется другая, проистекающая от полной прозрачности сознания. Тот, кто пребывает в самообмане, должен иметь сознание своего самообмана, поскольку бытие сознания есть сознание бытия. Кажется, однако, что я должен быть искренним, по крайней мере в том, что я сознаю свой самооб- ман. Но тогда вся эта психическая система ничтожится. В самом деле, нельзя не согласиться с тем, что, если я попытаюсь свободно и цинич- но лгать себе, я полностью потерплю неудачу в этом деле; ложь отсту- пает и обрушивается под взглядом; она разрушается позади, посред- ством самого сознания лгать себе, которое неумолимо конституирует- ся по эту сторону моего проекта как его условие. Здесь имеет место ис- чезающий феномен, который существует только через свое собствен- ное различие и в своем различии. Конечно, эти феномены часты, и мы увидим, что в самом деле существует «исчезновение» самообмана; очевидно, что он постоянно колеблется между искренностью и циниз- мом. Во всяком случае, если существование самообмана очень зыб- ко, если он принадлежит к тому типу психических структур, которые можно называть «метастабильными», он тем не менее представляет автономную и длительную форму; она может даже быть нормальной стороной жизни для достаточно большого числа лиц. Можно жить
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy