000546

6 чать на вопрос «Почему?», она становится философией в старом, спе- кулятивном, дурном смысле этого слова. Таким образом, наука пред- назначена описывать явления окружающего мира, устанавливать ре- гулярности, повторяемости, а не объяснять мир. Фундаментом и вектором развития культуры по Огюсту Конту становится введенная им классификация основных наук Физика Математика Химия Биология Социология Позитивной стадии из всех наук достигла, с точки зрения О. Кон- та, математика, достигают позитивной стадии физика, химия. Осталь- ные науки требуют пересмотра в аспекте критериев научности пози- тивизма. Как только формируется, в соответствии с этой классифика- цией, научное знание, станет возможным позитивистское перестраи- вание всей культуры и социума. У философии же нет своего предмета. Философия должна сумми- ровать данные специальных наук. Ее задача – систематизация и обоб- щение данных конкретных наук. «Второй» позитивизм (махизм, эмпириомонизм, эмпириокрити- цизм) существует с 70–90‑х гг. XIX в. (Эрнст Мах (1838–1916), Рихард Авенариус (1843–1896)). Его представители полагают, что наблюда- емые учеными данные должны быть сведены к основным «элемен- там»: нашим ощущениям и чувствам, настроениям, желаниям по по- воду наблюдаемого. Предметы («вещи») – это устойчивые сочетания элементов: цветов, звуковых тонов, степеней давления и т. д. Позна- ние мира – это описание «комплекса наших ощущений», чувств, эмо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy