000554
45 5) Анатомическая и функциональная полноценность проводя- щих путей зрительного анализатора (зрительного нерва, хиазмы, зрительного тракта, латеральных коленчатых тел, зрительной лучи- стости). При нарушении проведения проводящих путей информация от глаза не доходит до коркового центра зрительного анализатора, где не происходит анализ зрительного образа, что значительно приводит к снижению зрения вплоть до его отсутствия. 6) Анатомическая и функциональная полноценность корково- го центра зрительного анализатора (шпорной борозды затылочной доли головного мозга). Отсутствие анализа зрительного образа в коре головного мозга приводит к значительному снижению остроты зре- ния вплоть до его отсутствия. Острота зрения меняется в различные периоды жизни. У новорож- денного она очень низкая. Родился ребенок слепой или зрячий мож- но понять по рефлексу Пейпера – сужение зрачков, мигание, поворот головы и глаз от источника света, а также при внезапном освещении глаз ребенка. Более подробно методы исследования остроты зрения ребенка в зависимости от возраста отображены в таблице 1. Таблица 1. Методы исследования центрального зрения у детей различного возраста (по Е.И. Ковалевскому) Возраст Методы 1 неделя 1. Прямая и содружественная реакция зрачков на свет (необходимо направить свет фонарика (офтальмоскопа) отдельно на каждый глаз и следить на реакцией зрачка). Если ребенок видит – происходит су- жение зрачка на свет. 2. Общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) – при сильном раз- дражении глаз светом ребенок зажмуривается, старается отвернуть- ся, повернуться в противоположную от света сторону. 2–3 недели Проверяют общую двигательную реакцию в ответ на световой реф- лекс каждого глаза. 1–2 месяца 1. Проверяют условный рефлекс смыкания век на быстрое приближе- ние к каждому глазу яркого предмета или света. 2. Условный пищевой рефлекс – активная реакция ребенка на грудь матери в виде движений ручками, сосательных движений губ. 3 месяца Узнавание матери и других близких из семьи с общей двигательной реакцией 6 месяцев 1. Различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые геометрические фигуры, яркие игрушки. 2. Узнавание лиц близких людей, рисунков знакомых животных на различном расстоянии от глаза.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy