557
26 Гипопатия снижение способности осознавать собственные ощущения и эмоции, отчего они переживаются как притуплённые, нечёткие (Н. Н. Тимо- феев, 1954), т. е., расстройство эмоциональности, проявляющееся выпадени- ем чувственного тона психических процессов, а также блокадой субъективно- го компонента эмоциональных реакций (В. А. Дереча, 1970). Дереализация – переживание чувства измененности окружающего мира. Деперсонализация – переживание чувства изменности собственного «Я». Изменение общего эмоционального тона восприятия классически описы- вается О. П. Вертоградовой с соавторами (1980). При тоскливой депрессии – снижение эмоционального тона, все воспри- нимается скучным, неинтересным, серым, однообразным, не вызывающим в душе эмоционального отклика. При тревожной депрессии – речь идет об ином уровне эмоционального реагирования, с настороженным отношением к окружающему. Иногда внеш- ний мир воспринимается гнетущим, несущим неопределенную угрозу. При апатической депрессии – наиболее отчетливо выступает снижение эмоционального тона восприятия, однако отсутствует «траурный флер», окру- жающее просто не вызывает интереса. Изменение ощущений по типу гипестезии при депрессии детально приво- дит В. А. Жмуров (1986). Снижение остроты зрительных ощущений проявля- ется в том, что интенсивность освещения окружающего кажется значитель- но меньшей, чем это свойственно нормальному восприятию. Яркое освеще- ние воспринимается тусклым, матовым, вечерним, цвета кажутся угасшими, блеклыми, пастельными, оттенки цвета различаются с трудом, контуры пред- метов видятся неясными, размытыми, лишенными четких очертаний, иногда слегка колеблющимися, неопределенными. Все вокруг воспринимается «как в тумане, через вуаль, пелену, дымку, завесу», как если бы глаза были «задер- нуты пленкой, зашторены». Ощущение притупления слуховых восприятий проявляется в том, что зву- ки кажутся ослабленными, приглушенными, неотчетливыми, плохо модули- рованными – «уши как заложены, будто вата в них». Гипестезия кожного чувства выражается жалобами на снижение ясности ощущений осязания, боли, холода, тепла: «Щипаю себя, колю и плохо это чув- ствую, как будто это не я… Трогаю предметы и не понимаю, холодные они, го- рячие, твердые или мягкие… Щека как замороженная, ничего не ощущает… Кожа над коленными чашечками будто одеревенела… Руки ниже локтя как онемели, ничего не чувствуют…». Ослабление яркости обонятельных и вкусовых ощущений часто наблю- дается одновременно. Пища кажется безвкусной, пресной, однообразной, не возбуждает аппетита: «Будто траву жуешь или резину, если не посмотреть,
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy