558

59 В). Больному объясняется его расстройство, диагноз, необходимость го- спитализации или внебольничного лечения, значение некоторых жизненных событий в развитии болезненного состояния. При необходимости в терапевтический процесс следует вовлечь семью больного. Непосредственные цели основного этапа психотерапии: 3.Облегчение (смягчение) чувства вины и отчаяния. 4.Восстановление надежды. 5. Защита от саморазрушающего поведения. 6.Интерпретация значения (смысла) депрессии. Известные зарубежные варианты терапии, которые считаются наиболее эффективными при депрессии: 1). Интерперсональная терапия (ИТП). 2). Когнитивная терапия. 3). Поведенческая терапия. Интерперсональная терапия (А. Мегер, Х. Салливан, 1953). Применяется при лечении амбулаторных «мягких» депрессий. Сроки терапии 12–16 недель. Первичные цели: уменьшение выраженности болезненных симптомов пу- тем использования приемов обучения больного способам поддержания соб- ственного самочувствия и решения интерперсональных проблем. Приемы, которые реализуются в процессе ИПТ: 1.Сбор информации о больном, имеющихся у него расстройствах и про- блемах (прямых и косвенных). 2.Помощь больному в распознавании болезненного аффекта, в его преодо- лении с использованием позитивных интерперсональных воздействий. 3.Выяснение обстоятельств (связей), в которых больной чувствует себя скованным и несостоятельным. 4.Помощь больному в преодолении дезадаптирующих типов поведения. 5.Использование терапевтического взаимодействия врача и больного как модели для других взаимодействий (взаимоотношений). 6.Изменение поведения больного, который должен с помощью врача решить относительно простые проблемы (ролевые игры и т. п.). Когнитивная терапия (А. Бек, 1976). Основана на представлении о том, что депрессия состоит из когнитивной триады, включающей негативную оценку самого себя, окружающего мира и будущего. Такого рода негативный тип когнитивной деятельности обозначается термином «схема». Больной де- прессией делает систематические ошибки в мышлении, которые и питают негативные «схемы». Предлагаются следующие подходы: 1.Выявление негативного мышления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy