558
61 Задачи: 1.Предотвращение суицидальных тенденций. 2.Коррекция системы отношений личности и через нее купирование невротических наслоений, которые бывают не менее тяжелыми, чем симпто- мы депрессии. 3.Смягчение непосредственно симптомов депрессии, прежде всего тревожно-ипохондрического компонента. 4.Профилактическая направленность психотерапии. Начальный период психотерапии нацелен на попытку «отчуждения» бо- лезни в системе отношений пациента. В сознании больного должно быть сформировано убеждение, что данное болезненное состояние не есть орга- нически ему присущее, что это чужеродное патологическое явление, которое требует лечение и помимо этого каждодневного волевого усилия. В первоначальном психотерапевтическом контакте необходимо дать боль- ным выговориться (особенно, если есть тревога), сочувственно их выслушать. Дальнейшая психотерапия носит характер внушения в бодрствующем со- стоянии и проводится императивно, на высоком эмоциональном накале. Направления внушения: 1. «Сведение» всех проблем к болезни, неприятной, тяжелой, но вполне из- лечимой, которую хорошо знают, понимают и лечат специалисты («Нет ника- кой вины пациента, а виновата только болезнь»). 2.Болезнь «обманывает» пациента, «заставляя» все видеть в мрачном, чер- ном цвете, т. е. неправильно, ошибочно (уместно сравнение с дальтонизмом). 3. Чувства, которые обманывают больного, не могут служить основой для пра- вильных умозаключений, поэтому больной просто «обязан» слепо верить врачу. В последующем периоде больным предлагается (первоначально, когда их состояние удовлетворительное, например, в вечерние часы) пытаться макси- мально вчувствоваться в различные природные явления. При посещении вра- ча просят рассказать, что они видели, как стремятся вырваться из замкнуто- го круга своих переживаний, что произвело на них впечатление (добиваются максимально возможного экстравертирования поведения). Для каждого из пациентов подбирается индивидуальное занятие, увлече- ние или вырабатывается эмоционально более высоко значимая «стратегия» жизненных интересов в отношении более отдаленного будущего. Особое место уделяется обучению больных противостоять возможному обострению состояния в будущем, включающее: 1)четкое знание своих самых начальных признаков депрессии; 2)четкое и ясное понимание патологичности, болезненности, неестествен- ности возможного обострения;
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy