000594
3 ПРЕДИСЛОВИЕ Одним из основных методов изучения клеток и тканей является световая микро- скопия. Однако с появлением новых задач этот метод был существенно модифициро- ван, что расширило возможности изучения. Появление электронного микроскопа яви- лось прорывом в науке, позволило увидеть, насколько сложно устроена клетка, а так- же изучить те или иные ее структуры, вза- имодействие клеток в тканях. По принципу конструкции электронный микроскоп име- ет сходство с оптическим. Существенной разницей является разрешающая способ- ность электронного микроскопа (0,1 нм). На экранах и фотопластинках электронных микроскопов можно получить увеличение до 50 000 раз, а при фотопечати можно по- лучить еще 10‑кратное увеличение. Совре- менные возможности таковы, что изобра- жение с флюоресцирующего экрана по- средством цифровой телекамеры может быть передано в компьютер, где, используя различные программы можно получить са- мые разнообразные данные, включая мор- фометрические. Метод сканирующей, или растровой, микроскопии позволяет получить трех- мерное изображение. При данном виде микроскопии пучок электронов пробега- ет по поверхности объекта. Данный ме- тод предполагает покрытие тонким сло- ем испаренного металла (чаще использу- ют золото) фиксированного и высушенно- го объекта. Электроны отражаясь от обьек- та попадают в приемное устройство, а от- туда – в электронно-лучевую трубку. По- скольку глубина фокуса сканирующего ми- кроскопа больше, чем у просвечивающего получается трехмерное изображение. Федеральное государственные образо- вательные стандарты высшего профессио- нального образования третьего поколения в естественно научном цикле при изучении базовой части предполагают владение «на- выками микроскопирования и анализа ги- стологических препаратов и электронных микрофотографий » . Поскольку разобраться в фотографиях клеток и тканей, сделанных с электронного микроскопа, непросто, мы пошли по пути «от простого к сложному». В соответствии с требованиями и ГОСами где перечислены рекомендуемые электроно- граммы были созданы иллюстрации «клас- сических» электронограмм с их описанием. Опыт использования показал, что после их изучения намного легче разобраться в фото- графиях, сделанных с электронного микро- скопа. Поэтому наряду с рисунками в атласе приводятся электронные микрофотографии. Студентам предлагается найти на них те или иные структуры, чтобы проверить степень усвоения. Атлас прошел апробацию в тече- ние последних пяти лет на кафедре гистоло- гии и получил положительные отзывы сту- дентов. В данном учебном пособии учтены их замечания и пожелания. Коллектив авторов издания пособия вы- ражает благодарность преподавателям ака- демии за любезно предоставленные элек- тронные микрофотографии и особую при- знательность заведующему кафедрой ана- томии человека профессору Л. И. Растега- евой, старшему преподавателю каф. анато- мии человека С. Л. Гомоюновой.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy