000606

9 ность. Восточная цивилизация развивалась на основе государствен- ной формы собственности на главное богатство – землю. Это предо- пределило неразвитость частной собственности, гражданских, право- вых, демократических институтов. Характерная для Востока форма правления – деспотическая монархия, основанная на принуждении и страхе перед верховным правителем. Преобладает циклический тип развития , т. к. приверженность традиции обеспечивает постоянное воспроизводство (повторяемость) одних и тех же форм хозяйственной и общественной жизни, обычаев, устоев и т. д. Западная цивилизация зародилась в античную эпоху (VIII до н. э. – III н. э.). Наследием Древней Греции стали философия, наука, демокра- тия; Древнего Рима – политика, право . В античную эпоху сформиро- валось особое отношение к частной собственности как к неприкосно- венному праву каждого гражданина. На этих началах сформировалась современная европейская цивилизация с присущими ей чертами – про- грессивное развитие, правовое государство, гражданское общество, приоритет интересов личности над интересами государства. 5. Место России в мировой истории . Каковы же основные особен- ности исторического развития России и ее роль в мировой истории? Этот вопрос волновал русскую интеллигенцию, начиная с XIX в. В 30–40‑е гг. XIX в. оформились два направления в русской обще- ственной мысли – западничество и славянофильство. Западники (В. Г. Белинский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия имеет общий путь развития с Западной Ев- ропой, но отстает от нее. Поэтому главная задача – догнать развитые страны Европы, завершить европеизацию , начатую Петром I в пер- вой четверти XVIII в. Либералы второй половины XIX в. выступали за утверждение в России западных ценностей – частной собственно- сти, парламентаризма, политических прав и свобод. (*Либералы – сторонники развития мирным путем, через реформы.) Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы), напротив, считали, что российская цивилизация самобытна , ни на кого не похожа. Её уникальные ценности – рели- гиозность (православие), общинный коллективизм, патриархальность (уважение к старшему поколению).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy