000606
20 4) терпимость византийской церкви к язычникам, что облегчало рас- пространение христианства; 5) национальный, а не латинский язык бо- гослужения , понятный всем. Кроме того, была уже крещена Болгария, можно было использовать богослужебную литературу на церковно- славянском (древнеболгарском) языке. (*Известно, что славянскую аз- буку создали Кирилл и Мефодий для распространения христианства у древних болгар, откуда она пришла и на Русь.) Позднее византийский вариант христианства на Руси стал именоваться православием. Крещение киевлян происходило в 988 г. В большинстве земель крещение проводилось насильственно, «огнем и мечом». Долгое вре- мя сохранялось « двоеверие », т. е. народ поклонялся и христианскому богу и своим старым языческим богам. Окончательное утверждение христианства на Руси произошло только после монгольского нашествия в XIII–XIV вв., когда чуже- земное иго подкреплялось и чужой религией (сначала монголы были язычниками, затем приняли ислам). Тогда на Руси возникло стрем- ление и идеологически противопоставить себя завоевателям. Именно после этого христианство по-настоящему стало религией русского на- рода. Понятие «христианин», « хрестьянин » (крестьянин) стало обо- значать основную массу населения. Значение христианизации: 1) Ускорился процесс объединения славянских племен в единое государство. 2) Укрепился международ- ный престиж Руси. 3) Происходит расцвет культуры – письменность, книжное дело, искусство. 4) Христианство утвердило и новый нрав- ственный идеал – «десять Божьих заповедей». В рамках единого госу- дарства, единой веры происходило формирование древнерусского на- рода, древнерусского языка. В целом же это была цивилизация запад- ного типа , т. к. в основных своих чертах (хоть и с отставанием) она со- ответствовала развитию стран Западной Европы того времени. 5. Феодальная раздробленность на Руси. После смерти Владими- ра Святого между его сыновьями возникли междоусобицы – военные конфликты с целью захвата земель. Святополк объявил себя Вели- ким князем киевским, занимая престол в 1015–1019 гг. По его прика- зу были убиты его младшие братья Борис и Глеб (впоследствии кано- низированные и ставшие первыми русскими святыми). Святополк же
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy