000606
35 вел, и римский папа Павел II предложил ему в жены дочь Фомы Со- фию (Зою) Палеолог , надеясь привлечь Москву к Флорентийской унии 1439 г., которая фактически подчиняла православную церковь католи- ческой. (* Уния – соглашение, союз.) Брак был заключен в 1472 г. К унии Москва не присоединилась, но Иван символически стал преемником византийского императора, главой всего православного Востока. Иван III принимает пышный титул: «Иоанн, божьей милостью го- сударь всея Руси и великий князь Владимирский иМосковский, и Нов- городский, и Псковский и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Бол- гарский и иных». В отношениях с малыми странами он впервые упо- требляет титул « царь » (от латинского «цезарь»). С конца XV в. на пе- чатях появляется византийский герб – « двуглавый орел », были приня- ты и иные атрибуты самодержавной власти – скипетр, держава, трон . В 1498 г. в кремлевском Успенском соборе Иван устраивает по визан- тийскому церемониалу венчание на великое княжение своего внука Дмитрия Ивановича, возлагая на него « шапку Мономаха » и « бармы » (оплечье). Московские книжники составляют сказание о «шапке Мо- номаха», якобы присланной когда-то в Киев византийским императо- ром Константином Мономахом для венчания на княжение его внука Владимира Мономаха, от которого ведут свой род и московские госу- дари. На рубеже XV – XVI вв. возникает теория о том, что Москва – третий Рим , последнее и вечное царство всего православного мира. Укрепление власти московского государя . Для укрепления своей власти и ослабления оппозиции удельных князей Иван III предприни- мает ликвидацию уделов (Белозерская уставная грамота 1488 г.). Вотчи- ны удельных князей включались в состав Московского государства, что означало ограничение частного землевладения и рост государственной собственности на землю. Бывшие удельные княжества превращают- ся в уезды, а сами удельные князья становятся боярами, т. е. слугами, подданными московского князя (происходит «обояривание князей»). Главной опорой великокняжеской власти становится дворянство – новое военное сословие, получающее за службу от государства по- местье и обязанное по первому зову царя являться «конно, людно и оружно». Таким образом, формируется два типа феодального зем-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy