000606
56 дучи игуменом одного из монастырей, встретился с Алексеем Михай- ловичем, произвел на него впечатление своим красноречием. Царь на- стоял на переводе Никона в Москву и сделал архимандритом Ново- спасского монастыря. Никон часто виделся с царем, который называл его особенным другом. В 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, Никон по настоянию царя был избран патриархом. Алексей Михайлович дал ему титул «великого государя», уезжая на войну с Речью Посполитой, поручал управление государством и попечение над своей семьей. Однако сво- им крутым нравом, властолюбием Никон возбудил недовольство ду- ховенства и боярства. Они не хотели подчиняться бывшему мужику и старались настроить царя против Никона. Тем не менее, при поддержке царя Никон осуществил церковную ре- форму . Проблема заключалась в том, что при переписывании церковных книг на протяжении несколько столетий в них вкрались многие неточ- ности и разночтения. В церковных обрядах также возникли отклонения от греческих канонов. Никон решительно взялся за дело, поручил ис- правление церковных книг и обрядов приезжим грекам и киевским уче- ным монахам. Церковный собор 1654 г . утвердил новшества. Реформа вызвала сопротивление со стороны национально- религиозной оппозиции во главе с протопопом Аввакумом . Изначаль- но Никон и Аввакум были единомышленниками, однако последний считал, что исправление книг и обрядов необходимо делать по ста- рым русским образцам, а не по новым греческим (т. к. Константино- поль пал, а «Москва – третий Рим»). Возник раскол церкви , расколь- ники (старообрядцы) подвергались преследованию, Аввакум был со- слан в Сибирь, а в 1681 г. сожжен на костре. Закончена реформа была уже без Никона. Со временем он стал пре- тендовать на власть, т. к. считал, что «священство» выше «царства». В 1658 г. Никон внезапно уехал из Москвы в Воскресенский мона- стырь, но не отказался от патриаршества. В 1666 г. собор вселенских патриархов низложил Никона и, как простого монаха, сослал в Бело- зерский монастырь. Собор при этом одобрил исправления в обрядах, а также церковное преследование «еретиков и раскольников» и их на- казание светской властью.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy