000606
67 ство. Таким образом, господствующий класс пополнялся наиболее спо- собными (принцип «годности») представителями других сословий. Реформа церкви . Старые церковные служители не поддерживали нововведения Петра. Поэтому, когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, избирать нового патриарха Петр запретил и назначил Стефана Явор- ского временно управлять церковными делами. Это «временное» со- стояние продлилось до 1718 г., когда церковь возглавил Святейший Синод. В качестве «ока государева» (для надзора за делами церкви) в Синод был назначен обер-прокурор . Нападки Петра на церковь и мо- настыри объяснялись его стремлением управлять церковным и мона- стырским имуществом. Но, вероятно, он хотел и ограничить влияние церкви на сознание русского человека, разрушить патриархальный уклад его жизни, что сделало бы россиян более податливыми к пере- менам, к восприятию новшеств. Культура во времена Петра приобретает светский характер , ста- новится открытой для западного влияния . (*Светский, т. е. нецерков- ный.) Петр изъял из рук церкви образование, книжное дело, живопись. В Россию прибывают европейские мастера архитектуры, инженерно- го и военного дела, ученые, медики. В то же время «птенцы гнезда Пе- трова» отправляются за границу постигать науки. Петр старательно, часто жестоко, внедрял элементы западного об- раза жизни. Он полагал, что человек, изменив внешний облик, бы- товой уклад, начнет думать и поступать по-другому. Отсюда такие меры, как насаждение европейской одежды, бритье бород, курение та- бака, питье кофе и др. Реформа государственного управления . Серьезным преобразова- ниям был подвергнут и аппарат управления. Петр стремился сосредо- точить всю власть в своих руках, подорвав могущество родовой ари- стократии, осуществить полную централизацию власти . Для этого он произвел изменения: 1) вместо Боярской думы создал Сенат (1711), где заседали лично преданные ему люди; 2) вместо старых приказов , основанных на местничестве (занятие должностей по родовитости), – коллегии (1718–1721);
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy