000606
6 Изучать историю нам помогают специальные методы (способы) исторического познания. Методы исторической науки: • идеографический – описание исторических явлений и событий; • сравнительный – сравнение, сопоставление исторических фактов; • хронологический – рассмотрение событий, фактов последователь- но во времени; • типологический – классификация исторических явлений, собы- тий, объектов. Вспомогательные исторические науки – археология, этногра- фия, нумизматика, геральдика и др. – дают истории дополнительные сведения, факты, расширяют ее источниковую базу. 2. Основные теории исторического познания . Представления (знания) людей об истории со временем изменялись. В разные перио- ды появлялись новые теории исторического познания . (*Теория – ком- плекс взглядов, идей, направленных на объяснение каких-либо истори- ческих явлений, процессов.) Начало исторических знаний относится к Античности ( Древняя Греция и Древний Рим ) . Древнегреческий мыслитель Геродот (V в. до н. э.) считается «отцом истории». Однако его труд под названием «История» во многом повторяет мифы и легенды, по свидетельству которых, все в мире определяют Боги и судьба. В Средние века (V–XV вв.) в Европе сформировалась церковно- христианская теория, которая утверждала, что началом человеческой истории является сотворение мира и человека Богом, а окончанием – Страшный Суд и Конец Света. Деятели эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) – художники, философы-гуманисты – главное внимание уделяли не Богу, а чело- веку. Среди них, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело и др. Именно мыслители Возрождения разделили историю на перио- ды – древний мир, средние века, новое время. Философы эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.) – Вольтер, Д. Ди- дро, Ж.Ж. Руссо и др. – заложили основы современной исторической науки. Они ввели понятие исторического прогресса . (*Прогресс – раз- витие от простого к сложному, от менее совершенного к более совер- шенному.) Эти философы считали, что человечество развивается, ста-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy