000607
8 митет (П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей), который разрабатывал реформы. Реформы государственного управления . Министерская реформа 1802 г. Вместо петровских коллегий были образованы министерства – внутренних, иностранных дел, юстиции, просвещения, финансов, коммерции и т. д. Высшим органом управле- ния являлся Комитет министров . Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Эти меры вводили единоначалие и личную ответственность министров перед императором, что привело к усилению централиза- ции и укреплению самодержавия. Аграрный вопрос . Была ликвидирована монополия дворян на землю. В 1801 г. право покупки земель получили купцы, мещане, государствен- ные крестьяне. В 1803 г. издан указ «О вольных хлебопашцах». Поме- щик мог по желанию отпускать крепостных на волю с землей, но за вы- куп. Реально этим правом воспользовалось менее 1% крестьян. Аграр- ная реформа в Прибалтике отменила крепостное право, но за земельный надел крестьяне несли прежние повинности – барщину и оброк. Образование и просвещение . Была сформирована новая система образования: одноклассные приходские (церковные) школы для госу- дарственных крестьян, уездные училища, гимназии. Высшее образо- вание давали университеты, институты, лицеи. Новые университеты были основаны в Казани, Харькове, Дерпте, Вильно, С.-Петербурге. В 1804 г. им была предоставлена автономия . Александр понимал, что отдельные реформы не могут исправить ситуацию. Он поручает М.М. Сперанскому разработать целостную программу преобразований. М.М. Сперанский (1772–1839) – выдаю- щийся государственный деятель, выходец из семьи священника, сде- лавший стремительную карьеру благодаря своим блестящим спо- собностям. К 1809 г. он представил императору план преобразова- ний – «Введение к Уложению государственных законов». План М.М. Сперанского предполагал : 1) введение конституции при сохранении самодержавия; 2) разделение властей с предоставлением избирательного права не только дворянам, но и купцам, мещанам, государственным кре- стьянам:
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy