000607
57 Однако новые плановые задания не были обеспечены материаль- ными ресурсами. Сократилось потребление, в 1929–1935 гг. были вве- дены карточки, повышались налоги на крестьян и частников. Несмотря на трудности, успехи индустриализации были зна- чительны . Создавались новые отрасли, вводились в строй тыся- чи предприятий (в первую пятилетку 1500 крупных предприятий, во вторую – 4500). В 30‑е гг. были построены многие гиганты ин- дустрии – Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, Рос- сельмаш, Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Комсомольск-на-Амуре, Беломорско-Балтийский канал и др. По срав- нению с 1913 г. объем машиностроения вырос в 20 раз. По общему объему промышленной продукции СССР вышел на второе место в мире . Было объявлено о завершении второй пятилетки за 4 года и 3 месяца, хотя в настоящее время историки считают, что ни одна предвоенная пятилетка не была выполнена. Однако цена успехов была велика. Так, одной из причин развер- нувшихся массовых репрессий в 30‑е гг. стала потребность в боль- шом количестве бесплатной рабочей силы. Был создан ГУЛАГ (Глав- ное управление лагерей). Сверхвысокие темпы индустриализации требовали и больших капитальных вложений. Основным источником средств являлось сельское хозяйство . Коллективизация – объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные. Создание колхозов рассматривалось больше- виками как путь для социалистического преобразования деревни. Толчком к коллективизации стал кризис хлебозаготовок 1927–1928 гг. Хлеб – основной источник получения валюты для индустриализации – был нужен немедленно, однако крестьяне- единоличники не желали отдавать его государству осенью по низким ценам, ожидая их роста весной. Сталин расценил это как саботаж ку- лаков и взял курс на создание колхозов. XV съезд ВКП (б) (1927) определил, что коллективизация долж- на стать основной задачей партии в деревне. Проводить коллективиза- цию предполагалось добровольно, колхозам предоставлялись налого- вые льготы, создавались МТС (машинно-тракторные станции) для об- служивания их техникой.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy