000622
20 Глава 2. ОБЩЕНИЕ. КОММУНИКАЦИЯ Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информаци- ей, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и пони- мание другого человека. Общение – это всегда двусторонний процесс, в который включены все его участники, что приводит к взаимосвязи людей друг с другом. Выделяют следующие уровни общения: внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает определенные планы, анализирует ситуации, подготавливается к общению с кем-либо и т. д. В медицине использу- ется, если врач мысленно проговаривает, обдумывает назначения или течение болезни, формулирует, как будет беседовать с родственника- ми пациента. Межличностное – общение между двумя и более людьми (врач и коллеги, врач и пациент и его родственники). Общественное – общение человека с большой аудиторией (высту- пление на конференции, отчет о деятельности и др.). Кроме того, существуют следующие функции общения: 1. Коммуникативная (передача информации). Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятель- ности, который может быть охарактеризован в качестве коммуника- тивной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. 2. Интерактивная (взаимодействие) – способность людей к взаи- модействию друг с другом, к обмену в процессе речи не только слова- ми, но и действиями, поступками, опытом, мнениями. При длитель- ной совместной деятельности, слаженной работе в бригаде врач и мед- сестра понимают друг друга по очень коротким репликам либо вооб- ще без слов, например: «давление высокое!» – «Магнезию внутривен- но?» – и врач кивком головы подтверждает назначение, которое запи- шет в истории болезни, пока медсестра набирает лекарство. 3. Перцептивная (взаимовосприятие) – способность эмоциональ- ного переживания проблем участников процесса общения . Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy