000622

21 другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подго- товленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет. Структура процесса общения Процесс общения имеет следующую структуру: первое звено  – это отправитель сообщения (информации), то есть человек, инициирующий общение. Второе звено  – это само сообщение, то есть передаваемая вербаль- ная (речевая) и невербальная (неречевая) информация. Третье звено  – это используемый канал передачи информации (рече- вой, неречевой, письменный и т.д.). Четвертое звено – это получатель сообщения, информации, то есть партнер по общению, собеседник. Пятое звено – это факт подтверждения или неподтверждения собе- седником получения сообщения, то есть обратная связь. Данный фак- тор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми. Оптимальным считается общение, при ко- тором активно задействованы все пять звеньев. Нарушение в каком- либо звене может привести и к нарушению самого процесса общения в целом и в результате – к взаимному непониманию между собеседни- ками или даже конфликту. Каналы общения В общении выделяют: 1. Устную речь (вербальное общение), которую получатель слы- шит; 2. Неречевое (невербальное) сообщение (позы, жесты, мимика), ко- торое получатель видит; 3. Письменное сообщение  – слова или символы, которые получа- тель читает. В некоторых случаях используют сразу несколько каналов общения (например, устная речь, а затем письменное сообщение). Часто при наличии всех пяти элементов общения собеседники пло- хо понимают друг друга. Причинами этого могут быть быстрая или невнятная речь, неправильно выбранный канал передачи сообщения (пациент плохо слышит, не понимает речь после перенесенного ин- сульта или не может прочитать письменное сообщение), отсутствие подтверждения о получении и понимании сообщения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy