000622

22 Хорошие взаимоотношения между врачом и пациентом оказывают существенное влияние на результаты лечения в смысле функциональ- ного состояния пациента и его субъективной оценки здоровья. Рассмотрим указанные каналы общения и влияющие на них факторы. Вербальное, или словесное, общение реализуется посредством речи. Коммуникативная функция речи позволяет устанавливать кон- такт между людьми. В коммуникативной функции речи выделяют 3 аспекта: информационный (речь является способом передачи инфор- мации от одного человека к другому, от поколения к поколению ); выра- зительный (средство передачи чувств, отношений, одновременно с ре- чью большое значение имеют интонация, жесты, мимика); речь как по- буждение к действию , волеизъявление. Сказанное врачом или другим медицинским работником слово может резко изменить эмоциональное состояние пациента, его отношение к болезни, помочь мобилизовать силы, но может вызвать и так называемые «ятрогенные» болезни. Врач должен использовать средства общения адекватно, гармонич- но. При этом общение должно создавать позитивную атмосферу, быть направлено на достижение комплайенса (англ. « compliance » – согла- сие, податливость, уступчивость) – осознанного сотрудничества между врачом, больным и членами его семьи, обеспечивающего заинтересо- ванность пациента в процессе лечения, что способствует точному вы- полнению врачебных рекомендаций и позволяет добиться удовлетво- ренности пациента результатом терапии и состоянием своего здоровья. В этой связи врачу необходимо овладеть мастерством речи, спо- собностью делать ее выразительной, красноречивой, убедительной, понятной за счет речевого обеспечения: интонации, темпа речи, высо- ты издаваемых звуков, акцента, паузы, тембра голоса. В случае, если врач говорит монотонно, не делает пауз, не подчер- кивает интонационно важность отдельных моментов в своем сообще- нии, он, скорее всего, произведет впечатление равнодушного челове- ка, не стремящегося проникнуться сочувствием к пациенту, высоко- мерного, а то и брезгливого. Если же врач обладает эмпатией, заин- тересован в позитивном эффекте лечения, то в его речи обязательно появятся теплые нотки, окраска звуков будет нерезкой, но и не серой. Он будет повышать голос в тех местах речи, где она должна передать взволнованность, чуткость, надежду и оптимизм специалиста. Он по- низит голос там, где словам надо придать доверительную интонацию, задушевность, понимание тревоги пациента.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy