000622
27 ческим больным при сообщении ему диагноза и прогноза заболева- ния, с депрессивным пациентом, имеющим суицидальные тенденции. Интимная дистанция может быть использована и в том случае, ког- да решается вопрос об операции, особенно, если существует вероят- ность летального исхода. Личная дистанция ( 0,46–1,2 м) характери- зует так называемое «партнерское общение», то есть общение людей равного социального статуса, связанных общей деятельностью. Лич- ная дистанция может использоваться при проведении психотерапии. Социальная дистанция (1,2–3,6 м) – это расстояние, на котором осу- ществляется официальное, формальное взаимодействие двух лиц. В специальных исследованиях было показано, что если пациенту дать возможность самому выбирать дистанцию общения во время первой встречи с врачом, то он расположится на расстоянии 200 см. Именно на этой дистанции больной чувствует себя комфортно во взаимоотно- шениях с врачом, с которым нет психологического контакта и довери- тельных профессиональных отношений. Впоследствии, по мере уста- новления контакта, эта дистанция может сокращаться. Пациенты, ко- торые слишком быстро сокращают дистанцию, становясь назойливы- ми, бестактными, бесцеремонными, вторгаясь постоянно в «жизнен- ное пространство» врача, часто отличаются инфантилизмом, повы- шенной зависимостью от окружающих, потребностью в эмоциональ- ной поддержке. Расстояние от 4 м до 7,5 м называется общественной (публичной) дистанцией и характеризует формальные взаимоотно- шения одновременно нескольких людей. Например, на таком расстоя- нии проводятся собрания, совещания. В этом случае необходимо бо- лее четко проговаривать слова, повышается громкость голоса, менее заметны мимические реакции и мелкие движения. Виды общения во врачебной практике. 1. Контактмасок – формальное общение, когда отсутствует стрем- ление понять и учитывать особенности личности собеседника, исполь- зуются привычные маски – вежливости, учтивости, скромности, участ- ливости. При этом характерен стандартный набор фраз и жестов для того, чтобы скрыть истинные эмоции. При лечебном взаимодействии типична малая заинтересованность медработника или пациента в ре- зультатах. 2. Примитивное общение – при этом оценивают человека как нуж- ный или мешающий объект; соответственно либо активно контактируют, либо прекращают общение. Со стороны пациента в этом случае возмож-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy