000622
28 ная цель обращения к врачу – получение выгоды (справки, листа нетру- доспособности). По желанию врача такой вид общения происходит, если от пациента зависит благополучие врача, например, пациент – руководи- тель. После получения результата взаимодействие прекращается. 3. Формально-ролевое общение – вместо знания личности собесед- ника, ограничиваются знанием его социальной роли. При этом и содер- жание, и средства общения регламентированы, такой вид общения мо- жет быть обусловлен перегрузкой врача (например, участкового, когда несколько минут задержки изменяют график приема). 4. Манипулятивное общение – извлечение выгоды путем специ- альных приемов; например, врач целенаправленно преувеличивает тя- жесть состояния пациента. Это делается либо для повышения своей значимости в случае успеха либо избегания ответственности при ухуд- шении здоровья пациента. 5. Деловое общение – общение, учитывающее особенности лично- сти, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. В этом случае врач принимает решения на основе собственных знаний и без согласования с пациентом, т. е. другим участником общения. 6. Духовное общение – при этом врач и пациент находятся в дове- рительных отношениях, больной может поделиться любой проблемой; как правило, этот вид общения характерен для длительного наблюде- ния пациента одним врачом. Фазы общения. Контактная фаза общения – э то первый этап профессионального общения врача и больного. В течение контакт- ной фазы врач знакомится со своим пациентом, между ними устанав- ливается психологический контакт, складывается первое впечатле- ние друг о друге, формируются предпосылки для последующего меж- личностного взаимодействия. Первое впечатление больного о враче в перспективе обусловит его отношение к лечащему врачу, насколь- ко пациент станет выполнять его назначения: принимать лекарства, соблюдать диету и режим. Соответственно, задачей врача в контакт- ной фазе является показать пациенту, что врач хочет и может ему по- мочь. Невербальное поведение врача на этапе установления контакта важнее, чем вербальное поведение. По наблюдениям психологов, впе- чатление о человеке возникает в течение 18 секунд знакомства. К вра- чу предъявляются повышенные требования, касающиеся как внешне- го вида, так и манеры поведения. Ощущение психологического кон-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy