000622

34 себе. Следовательно, врач должен уметь выбирать тактику общения, максимально адекватную личностным характеристикам больного че- ловека, его поведение должно точно совпадать с психологическими особенностями каждого нового пациента. Коммуникативная компетентность врача позволяет: • лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и извлекать из них больше инфор- мации; • более эффективно проводить диагностику, поскольку она зави- сит, в том числе и от способности врача выявить те симптомы, причи- ны которых могут иметь психологическую или социальную природу; • добиваться одобрения пациентом плана лечения, так как исследо- вания показали, что тренировка коммуникационных навыков оказы- вает положительное влияние на согласие пациента принимать назна- ченное ему лекарственное средство; • воздействовать на различные формы отражения болезни (эмоци- ональная, интеллектуальная, мотивационная) и активизировать ком- пенсаторные механизмы, повысить психосоматический потенциал личности пациента, помочь ему восстановить связь с миром, преодо- леть так называемую усвоенную или обученную беспомощность, раз- рушить стереотипы, сформированные болезнью, и создать образцы здорового реагирования. Для врача важны навыки коммуникации на всех этапах общения с больным, поскольку в настоящее время выпускник медицинского вуза ориентирован на амбулаторный этап либо на работу врача общей практики, здесь необходимы следующие навыки: 1. Навык установления контакта с пациентом – умение предста- виться, невербальные навыки – принятие «открытой позы», спокой- ная интонация в беседе. 2. Навык взаимодействия с пациентом. Он, в свою очередь, скла- дывается из а) навыка медицинского интервью, где важна верная постановка открытых и закрытых вопросов, зрительный контакт с пациентом; б) умения работать с возражениями (правильное аргументирова- ние, Я‑высказывания); в) умение информировать пациента (сообщить ему о диагнозе, вра- чебных назначениях), в том числе и о плохих прогнозах;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy