000622
35 г) активное слушание; д) снятие тревожности – путем собственного поведения, спокойно- го и уверенного тона голоса; е) эмпатия – в ходе общения пациент должен встречать сочувствие, необходимо реагировать мимикой, киванием головы, либо вербально. 3. Навык завершения контакта – необходимо получить обратную связь (лучше с помощью вопросов типа «Как Вы будете принимать эти лекарства? Как Вы подготовитесь к данному исследованию?») и резюмировать беседу (сделать заключение). Таким образом, профессиональные коммуникативные навыки бу- дущего медика отличаются от умений общения в целом, имеют свои особенности и требуют определенных усилий для их формирования. Некоторые врачебные специальности имеют свои, определенные особенности коммуникации. Так, для врача-стоматолога характер- ны такие особенности деятельности: коммуникативная наполнен- ность на всех этапах лечения; временная спрессованность деятельно- сти; проведение значительного количества болезненных манипуля- ций на уровне местной анестезии или без нее, что требует предвари- тельного психотерапевтического воздействия на пациента; преодоле- ние известного барьера пациентов перед стоматологическим лечени- ем. В общении стоматолога со своими пациентами П. Б. Куретов выде- ляет следующие этапы: 1. «Коммуникативная атака». Ее задачами является установление эмоционального контакта, формирование расположенности пациента к врачу; снятие излишних эмоциональных наслоений; установление доверительных отношений с пациентом, что позволяет осуществить продуктивную лечебную деятельность. 2. Поддержание отношений с пациентом во время лечения. Умень- шает болевые эффекты, выполняет следующие задачи: ликвидация мышечного напряжения в мышечно-лицевой системе и, соответствен- но, создание оптимальных условий для лечения; отвлечение больно- го от неизбежных болевых ощущений; внушение, убеждение в низком уровне болевых ощущений, успокоение пациента. Таким образом, можно превратить пациента в соучастника лечебной работы. 3. Послелечебная «коммуникативная обработка», которая часто упускается из виду врачами-стоматологами. Ее цели: подтверждение правильности проведенного лечения; получение обратной информа-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy