000622
36 ции о ходе лечебного процесса, болезненности и эффективности про- веденного лечения; закрепление эмоционального контакта с пациен- том и ориентация на ту же продуктивность лечения и общения. Так можно создать положительную установку пациента на дальнейшее ле- чение, сформировать устойчивое положительное психическое состоя- ние, положительное отношение к профилактике заболеваний полости рта. В целом, продуктивная коммуникативная деятельность врача- стоматолога помогает эффективно осуществлять лечение, активизи- рует элементы психотерапии в лечебной работе; уменьшает затраты времени на пациента; исключает из представлений пациента о стома- тологическом лечении чувство страха; формирует устойчивое поло- жительное отношение к стоматологической профилактике. По мнению Л. П. Урванцева, особенности коммуникативных за- дач, стоящих перед врачом, характеризуются следующими момен- тами: наличие у значительной части пациентов психической патоло- гии, отклонений в эмоциональной сфере, состояния психической на- пряженности; обостренное внимание большинства больных к словам и невербальным средствам общения врача; детерминированность це- лей и средств коммуникации врача предписаниями медицинской де- онтологии; специфические установки пациента; отношение коммуни- кативных задач к задачам профилактики, диагностики, прогноза, тера- пии и реабилитации как средства к целям; очень скудная предваритель- ная информация о партнере по общению; жестко лимитированное вре- мя общения; очень большие различия между пациентами по возрасту, профессиональной принадлежности, образованию, культурному уров- ню. Соответственно, в ходе решения этих задач можно выделить сле- дующее: узнать о психологических особенностях больного; успокоить пациента, снизить его тревожность; «разговорить» больного; получить нужные сведения; погасить конфликт, снизить агрессивность больно- го; внушить надежду на успешный исход лечения; выразить, донести до больного свое сочувствие; убедить его в ошибочности представле- ния о заболевании; в интересах больного скрыть от него что-то или со- общить неполную информацию; добиться полного доверия пациента; убедить больного в необходимости строго соблюдать режим или со- гласиться на операцию; направить беседу с пациентом в нужное рус- ло. В каждом конкретном случае приходится решать одну или несколь- ко подобных задач в зависимости от того, что знает врач о больном, ка-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy