000622

37 кие отношения с ним устанавливаются, каковы цели диагностики, те- рапии или реабилитации. Этот перечень нельзя считать ни исчерпыва- юще полным, ни удовлетворяющим требованиям логической строго- сти, однако он дает представление о специфике общения врача с боль- ным. Отсюда также ясно, что отмеченная специфика коммуникативных задач врача, условий и средств их решения должны учитываться при профессиональной подготовке будущих врачей, при определении пси- хологических дисциплин, направленных на формирование у них соот- ветствующих знаний, умений и навыков общения. Таким образом, профессиональная коммуникативная компетент- ность врача имеет свои особенности и требует таких навыков, как вы- сокий уровень эмпатии, адекватность самооценки, умение слушать, коммуникативная толерантность, эмоциональная стабильность. Синдром эмоционального выгорания. Актуальной проблемой медицинской психологии и современной медицинской практики является предупреждение и коррекция эмо- ционального выгорания (сгорания) медицинских работников. Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профес- сиональной деятельностью. Впервые они были описаны Х. Фройден- бергером в 1974 г. у специалистов так называемых помогающих про- фессий, которые с полной самоотдачей и с большим воодушевлени- ем работали в общественных организациях. Через несколько месяцев такой добровольной деятельности у этих людей наблюдались харак- терные симптомы: истощение, раздражительность, цинизм и т. д., ко- торые по контрасту с начальным эмоциональным горением были на- званы эмоциональным выгоранием. Таким образом, «выгорание» по- является у профессионалов общения: учителей, врачей и продавцов. Для синдрома эмоционального выгорания характерны три симптома: 1)  эмоциональное истощение; у работника появляется хрониче- ская усталость, снижается настроение (иногда при одной только мыс- ли о работе), также наблюдаются расстройства сна, соматические рас- стройства, усиливается подверженность болезням; 2) деперсонализация/дегуманизация; отношение к коллегам, да и к тем, кто нуждается в помощи, становится негативным, даже ци- ничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое функционирование и всячески избегает нагрузок;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy