000622
58 Глава 5. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА Принципы общения с больным Существует несколько правил эффективного общения, знание ко- торых поможет медицинскому работнику установить психологиче- ский контакт с пациентом, поддерживать атмосферу доверия и даст возможность взаимодействия и сотрудничества в борьбе с недугом (болезнью). Эти простые правила также помогут создать и сохранить спокой- ную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу как в кол- лективе, так и в общении с пациентами. 1. Начинайте беседу с представления себя (имени и отчества, долж- ности – студент, ординатор, лечащий врач). 2. Обращайтесь к пациенту по имени и отчеству либо уточните, как к нему лучше обращаться. 3. Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собесед- ника. 4. Поощряйте вопросы пациента. 5. Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым вы общаетесь. Выразите это словами ободрения и похвалы, даже если достижения пациента небольшие («Вы справились с соблю- дением диеты, поэтому сегодня меньше болезненность при исследова- нии живота»). 6. Будьте открыты, благожелательны, позитивны и приветливы. 7. Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Нередко поведение пациента обусловлено заболеванием, а не особен- ностями характера. 8. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не иначе. Не допускайте раздражения и критики. 9. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особен- ностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему язы- ке, не перегружая речь медицинской терминологией. 10. Умейте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его. 11. Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy