000622

60 няет высоту и окраску, при этом использует слова как с негативным, так и с позитивным оттенком. При общении с таким типом больных важно избегать малоэмоци- ональной и авторитарной манеры назначения лечения, им не нужны длинные логические объяснения, они хорошо воспринимают новатор- ский подход. Соответственно, речь врача должна быть эмоциональ- ной, возможно, с шутками, примерами из жизни. Директивный пациент. Как правило, такой тип больного харак- терен для людей с определенным социальным статусом либо подняв- шихся по социальной лестнице, занимающих руководящие посты. У них уверенная твердая походка, осанка прямая, жесты уверенные, решительное пожатие руки. Их мимика малоэмоциональна, голос громкий, ритмичный, речь быстрая, убедительная, по делу. При раз- говоре пациент сохраняет дистанцию, смотрит в глаза. Для них важ- ны действия и их результат, отношения второстепенны. При общении с директивным пациентом важно выбрать стратегию уверенности и компетентности. В разговоре лаконичность, аргументы должны быть убедительными и короткими. Назначения лечения в ав- торитарной манере, без лишних эмоций и долгих пояснений, но тако- му больному можно говорить именно о персональном подходе «Этот препарат только для Вас», «Исключительно в Вашей ситуации». Важ- но, чтоб пациент видел эффект лечения, оптимальными будут препа- раты с однократным приемом и мощным действием. Пациент-аналитик. У таких больных размеренные, ритмичные движения, осанка натянутая, одежда классическая, уверенные, сдер- жанные, целесообразные жесты. Они готовятся к визиту к врачу, к об- ходу в палате, задают много вопросов, но по делу. Мимика малоэмоци- ональна, мало смотрят в глаза, редко улыбаются. Для пациентов важны структура, детали, логика, факты, доказательства, соблюдение правил. Общаясь с таким пациентом, важно помнить о последовательно- сти, структурированности в беседе и назначении лечения. Для вра- ча необходима логика в объяснениях, использование деталей, уверен- ность, убедительность речи. При обсуждении лечения назначенная схема должна быть со ссылкой на факты, результаты исследований. Эффективному общению могут препятствовать определенные факторы, которые отвлекают внимание собеседников (фильтры вни- мания).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy