000622

61 Физические фильтры: • шум (разговор других людей, телефонные звонки, работа аппа- ратуры); • состояние среды (температурные условия, освещенность и пр.); • согласование времени (попытка донести информацию до слуша- теля, когда он занят, спешит). Эмоциональные фильтры (свойственны одному из партнеров и не известны другому): • предубеждение (неприязнь к партнеру); • различие в социальном положении собеседников; • эмоционально окрашенный предшествующий опыт общения со- беседников; • сообщения затрагивают ценности и убеждения партнеров. Словесные фильтры (определенные слова и фразы, которые вы- нуждают собеседника не слушать человека, который их произносит): • критика; • поучения; • угрозы; • непрошеные советы; • непонятный жаргон. Задачей грамотного врача и признаком его коммуникативной ком- петентности является умение вовремя выявить и преодолеть эти фильтры. Однако не во всех ситуациях врачу удается наладить доверитель- ные отношения с пациентом. Следующие категории больных вызыва- ют сложности в общении: • больные, не склонные к сотрудничеству с врачом; • больные, имеющие цели, отличные от лечения; • больные, с которыми трудно наладить взаимопонимание; • больные, доверительные отношения с которыми мешают процес- су лечения. В некоторых случаях проблемы в коммуникации перерастают в  конфликт (от латинского conflictus  – столкновение) – одновремен- ное столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. Противоречия могут существовать длительный период и не пере- растать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy