000622
71 не перебивайте человека, который испытывает трудности в речи. На- чинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил фразу. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких отве- тов, жестов или кивка. Если возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать. Не надо думать, что пациент, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас, затруднения в речи не являются показателем низкого уровня интеллекта человека. Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали, не стесняй- тесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите про- изнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Как следует и как не следует вести себя с умирающим пациентом 1. Не следует занимать жесткую позицию, например: «В таких слу- чаях я всегда информирую пациента». Одни пациенты хотят узнать ди- агноз, а другие – нет. Определите, что пациенту уже известно о про- гнозе его заболевания. Не лишайте больного надежды и не переубеж- дайте его в случае, если отрицание является основным механизмом за- щиты до тех пор, пока он может получить и принять необходимую по- мощь. Если пациент отказывается принять ее в результате отрицания своей болезни, в мягкой форме и постепенно дайте понять ему, что по- мощь необходима и будет ему оказана. Убедите больного, что забота о нем будет проявлена вне зависимости от его поведения. Так называемую «всю правду», высказанную в резкой форме, могут перенести весьма немногие больные. Самый тяжелый прогноз мож- но дать в такой форме, что при полной серьезности суждения и прав- де остается маленький след надежды, и этого будет вполне достаточ- но для больного. Неблагоприятный в основном, но осторожно выска- занный прогноз практически приносит ту же пользу, что и прогноз неблагоприятный, но в отличие от последнего не вредит. Такой под- ход не только гуманнее, но и умнее, так как мы сами можем ошибить- ся. Позитивной стороной этого является принцип, которому следуют хорошие старые врачи: никогда не обнаруживать своей неуверенности и нервной спешки, а распространять вокруг себя спокойствие и уве- ренность. Еще более важным является второй пункт: никогда не вы- зывать болезни неосторожными приговорами. 2. После сообщения пациенту информации о его состоянии или ди- агнозе он может испытать сильный психологический шок. Следует по-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy