000622
77 При общении с больными медицинские работники зачастую ис- пытывают эмоциональное напряжение, иногда вызванное неправиль- ным поведением детей, их капризами, необоснованными требовани- ями родителей и т. п. В этих случаях необходимо сохранять спокой- ствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность. Недопустимо также разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков». Дети необыкновенно чувстви- тельны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским пер- соналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние. Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т. е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее пережи- вание, помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, а проявить теплое участие, со- ответственно реагируя на услышанное. Больной успокаивается, видя отношение медицинского работника, а последний получает дополни- тельную информацию о ребенке. Напротив, резкий или фамильярный тон в разговоре создает препятствие для установления нормальных взаимоотношений с больным ребёнком. Уход за ребенком, помимо профессиональной подготовки, требует от медицинского работника большого терпения и любви к детям. Важ- но иметь представление о степени соответствия психического и физи- ческого развития ребенка, знать его личностные качества. Часто бо- леющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их более развитые здоровые сверстники. Следует помнить, что у детей дошкольного и младшего школьно- го возраста нередко возникают навязчивые страхи: боязнь белых ха- латов, одиночества, страх боли, страх смерти и т. п. В связи с этим у таких детей часто развиваются вторичные невротические реакции (недержание мочи или кала, заикание, тики и т. п.). Медицинский ра- ботник должен помочь ребенку преодолеть страх. Необходимо в до- верительной беседе с ребенком выяснить причины того или иного страха, рассеять его, используя приёмы игры, приободрить больного,
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy