000622

85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общение медицинского работника с пациентом – важнейший элемент процесса лечения. Одним из значимых условий для уста- новления взаимопонимания между медицинским работником и па- циентом является ощущение поддержки. Если пациент осознает, что медперсонал намерен помогать, а не заставлять, то и он актив- нее участвует в лечебном процессе. Когда медперсонал проявля- ет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафик- сированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумыва- ет. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: «Я Вас слышу и понимаю» – или выражает это взглядом или кив- ком головы. Уважение подразумевает признание ценности челове- ка как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда медицин- ский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Со- чувствие  – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нуж- но суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболе- вания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах. При хорошем контакте с медицинским работником пациент скорее выздоравливает, а приме- няемое лечение имеет лучший эффект. Очень важным моментом в работе медицинского работника яв- ляется умение понять пациента, независимо от возраста, поддержать его, настроить на выздоровление. Составители надеются, что данное учебное пособие будет способ- ствовать формированию у будущего врача таких способностей и уме- ний, как: • защищать врача от совершения морально-этических ошибок и моральных конфликтов;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy