000623

38 Для совершенствования бинокулярного зрения требуются следу- ющие условия: 1) строгая параллельность зрительных осей, чтобы получать отчет- ливые изображения предметов на центральных ямках сетчатки (это страдает при наличии косоглазия); 2) острота зрения с коррекцией должна быть не ниже 0,3–0,4 (иначе из-за низкой остроты зрения глаза не будут участвовать в акте зрения). Методика исследования характера зрения при двух открытых глазах Определение явного косоглазия у детей даже младшего возраста не представляет никаких затруднений. Сложно бывает определить в раннем возрасте у детей незначительные и скрытые расстройства бинокулярного зрения, так как затруднительно использовать аппарат- ные методики проверки характера зрения. Для определения характера зрения у детей раннего возраста (2–3 года) можно использовать известные приемы: 1) Проба с призмой ( C . Worth , 1905). Внимание ребенка привлекают его знакомой яркой игрушкой. После этого к носу приставляется призма 10–12 дптр. Этим вызывается смещение изображения игрушки на дру- гой (диспарантный, периферический) участок сетчатки. Должно быть двоение игрушки. Чтобы избежать двоения, ребенок производит рефлек- торное движение глаза, что доказывает наличие бинокулярного зрения. Отсутствие движения свидетельствует о том, что зрение нарушено. 2) Проба со световым рефлексом на роговицу ( C . Worth , 1905; Л.И. Сергиевский, 1951). Один глаз исследователь закрывает рукой, дру- гой глаз освещает офтальмоскопом. Световой рефлекс при этом устанав- ливается в центре роговицы открытого глаза. Затем другой (ранее закры- тый глаз) быстро открывают, и офтальмоскоп перемещают на этот глаз и фиксируют световой рефлекс. Если после освещения ранее закрытого глаза световой рефлекс также находится в центре роговицы, то это указы- вает на наличие бинокулярного зрения. Отклонение светового рефлекса в ту или другую сторону указывает на нарушение бинокулярного зрения. 3) Проба С.Ф. Кальфа (1931). Берут две палочки: одну держит ребе- нок, другую – врач. Ребенка просят попасть концами палочки в конец другой палочки (у врача) с расстояния 35 см. Если ребенок точно попада- ет в цель, то можно предположить, что бинокулярное зрение сохранено.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy