000626

12 ходящие практическое применение в его искусстве, управляют также нежи- вой природой. Другими словами, он допускает, что законы подобия и сопри- косновения распространяются не только на человеческие действия, но име- ют всеобщее применение. Короче говоря, магия является искаженной систе- мой природных законов и ложным руководящим принципом поведения; это одновременно и ложная наука, и бесплодное искусство. Как система при- родных законов, то есть совокупность правил, которые «определяют» по- следовательность событий в мире, она может быть названа магией теорети- ческой. В качестве же предписаний, которым люди должны следовать, что- бы достигать своих целей, она может называться магией практической. Вме- сте с тем следует иметь в виду, что первобытный колдун знает магию только с ее практической стороны. Он никогда не подвергает анализу мыслитель- ные процессы, на которых основываются его действия, никогда не размыш- ляет над заключенными в них абстрактными принципами. Как и большин- ство людей, он рассуждает так же, как переваривает пищу – в полном неведе- нии относительно интеллектуальных и физиологических процессов, необхо- димых для мышления и для пищеварения. Короче, магия является для него искусством, а не наукой; сама идея науки отсутствует в его неразвитом уме... Если верен наш анализ магической логики, то два ее основных принципа оказываются просто двумя способами злоупотребления связью идей. Гомео- патическая магия основывается на связи идей по сходству; контагиозная ма- гия основывается на связи идей по смежности. Ошибка гомеопатической ма- гии заключается в том, что подобие вещей воспринимается как их идентич- ность. Контагиозная магия совершает другую ошибку: она исходит из того, что вещи, которые однажды находились в соприкосновении, пребывают в контакте постоянно. На практике оба вида магии часто сочетаются. Точнее говоря, если гомеопатическая, или имитативная, магия может практиковать- ся сама по себе, то контагиозная магия, как правило, связана с применени- ем гомеопатического принципа... Обе разновидности магии – гомеопатиче- ская и контагиозная – могут быть обозначены единым термином симпати- ческая магия, поскольку в обоих случаях допускается, что благодаря тай- ной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии, и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир. Эфир этот не столь уж отличается от эфира, существование которого современная наука постулирует с подобной же целью, а именно для объяс- нения того, как вещи могут взаимодействовать друг с другом в кажущемся пустым пространстве». (Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь - https://bookscafe.net/ read/frezer_dzheyms-zolotaya_vetv-4115.html#p1).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy