000626

25 Текст 1. Из работы В. Бычкова «История античной эстетики». «Античная духовная культура вся пронизана искусством. < > Греческая философия теснейшим образом связана с эстетикой и без последней …не мо- жет быть понята. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптур- ны и осязательны». Греческая поэзия – «пластична». Пластичность – осно- ва греческого миропонимания. Отсюда любовь эллинов прежде всего к пла- стическим, статичным видам искусства – архитектуре и скульптуре». (Быч- ков В. История античной эстетики / В. Бычков. – М., 1985. Т. 1. - С.241-242). • Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ. • Что такое древнегреческий Космос? Основные эстетические катего- рии греческой цивилизации. Текст 2. Из работы П.П. Гнедича «Всемирная история искусств». «…Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся художником- поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом с огромным вкусом, сознаю- щим свое мировое величие. Он не снисходит сам до искусства, он искус- ство приноравливает к себе, к своим потребностям. Полное отсутствие ху- дожественной фантазии не помешало ему применить искусства к буднич- ным, практическим сторонам жизни. Он раздвинул мелкие, низкие храмы и дворцы Греции в колоссальные постройки, элементы античного искусства приноровил к реальным требованиям своей страны, подчинил уму и рассуд- ку то, над чем в Элладе работало внутреннее чувство и фантазия. В Греции нет тенденции и следа. Рим – воплощенная тенденция. Но рассудочность его развилась с таким величием, с такой полнотой, что стиль его может быть по- ставлен дивным историческим типом и может служить предметом искрен- него удивления для потомства. …При изучении искусства Эллады вместе с тем изучают и историю ее быта, так как искусство вошло в плоть и кровь грека. Изучая быт римлян, мы замечаем, что у них искусство отходит на второй план: их стройные миро- вые идеалы выражаются в могучем законодательстве, в стремлениях к опре- деленным идеалам государства. Оттого-то история Рима так полна мощны- ми характерами, образцами беззаветной жертвы ради принципа государ- ственности. Весь Рим словно составляет одну железную волю. Греки и римляне, несмотря на ближайшее соседство, представляют рез- кие контрасты: их характеры совершенно самобытны. Воззрения их на один и тот же предмет нередко диаметрально противоположны. То, что у греков чтилось, то не заслуживало внимания у римлян; то, что Рим клеймил как по- рок, в Греции считалось чуть не за доблесть. Римлянин смотрел на характер меркантильного грека (идеалом которого был хитроумный Одиссей) с бо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy