000626
34 как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональ- ной <…> Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII, когда появился зародыш нового – совершенно отличного – основного принципа, заключав- шегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши ор- ганы чувств – реально и имеет смысл <…>». (Сорокин П.А. «Человек. Циви- лизация. Общество» / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 429-431). • Какие основные ценности присущи идеациональной системе культуры? • Какой тип культуры, согласно концепции П. Сорокина, приходит на смену идеациональному типу? • Согласны ли вы с мнением автора, что архитектура и скульптура сред- них веков была «Библией в камне», а живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете? Аргументируйте свой ответ. Текст 2. Из работы Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». «Существуют и работы другого рода, именуемые немецкими, сильно от- личающиеся украшениями и соразмерностями от древних и новых. Ныне лучшими мастерами они не применяются, но избегаются ими, как уродли- вые и варварские, ибо в каждой из них отсутствует порядок, и скорее мож- но назвать это путаницей и беспорядком, ибо в этих постройках, которых так много, что мир ими зачумлен, двери украшены колоннами тонкими и скрученными наподобие винта, которые едва ли могут нести нагрузку, какой бы легкой она не была. Точно так же на всех фасадах и других украшениях они водружали черт знает какие табернаклишки один над другой со столь- кими пирамидами, шпилями и листьями, что они не только устоять не мо- гут, но кажется невероятным, чтобы они могли что-нибудь нести <...> Мане- ра эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вышла из употребления. Упаси боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь безформенных по сравнению с кра- сотой наших построек <...>.» (Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых жи- вописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. / Пер. с итал. – М., 2008.- С. 12). • Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? • В чем лично вы согласны или не согласны с представленным здесь мне- нием?
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy