000626
42 Раздел 4. ТЕКСТЫ Прочитайте отрывок из произведения. Проанализируйте и дайте аргу- ментированные ответы на вопросы. Для ответа необходимо использовать информацию, полученную из текста и знания по истории культуры, полу- ченные из других источников при подготовке к семинарскому занятию. Текст 1. Из работы Ф. Ницше. Сочинения в 2-х томах. «Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, ко- торым мы обязаны современной культурой, именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и научному прошлому людей, снятии оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эф- фекту (это пламя вспыхивало в целом множестве художественных характе- ров, которые требовали от себя совершенства своих произведений, и одного лишь совершенства, в союзе с высшей нравственной чистотой). Более того, Возрождение обладало положительными силами, которые в современной культуре еще не обнаружились столь же могущественно. То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки». (Ницше, Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1 / Ф. Ницше. – М., 1990, стр. 366). Текст 2. Из работы Н.А. Бердяева «Смысл истории». «…Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы че- ловека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духов- ному центру, оно централизовало всю человеческую культуру. Это подчи- нение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового време- ни произошла перецентрализация, были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века. Вся новая история есть ренессансный период истории. Этот историче- ский период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил челове- ка, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифферен- циации всех сфер общественной и культурной жизни, когда все области че- ловеческой культуры становятся автономными. Автономной является нау- ка, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся обществен- ность и вся культура. Этот процесс дифференциации и автономизации и есть то, что называется секуляризацией человеческой культуры». (Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М., 1990. – С. 101–102). Текст 3. Из работы «Культурология в вопросах и ответах» под ред. Г.В. Драча. «<…> Столкновение античных и христианских начал послужило причи- ной глубокого раздвоения человека. Великие художники Возрождения были
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy