000626

43 одержимы прорывом в иной, трансцендентальный мир. Мечта о нем уже была дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведо- мо невыполнимы в земной жизни, в мире культуры. Художественное твор- чество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, та- ких задач не решает, и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрож- денческой тоске». (Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Дра- ча. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 236–237). Текст 4. Из работы Э. Платоновой «Курс лекций по культурологи». «<…> Гармоничный мир для гуманиста – это не просто бытие, в кото- ром есть только человек и Бог, это мир людей, это государство. И в государ- стве, где всегда происходит борьба за власть, стоит проблема личной выго- ды, а это редко сочетается с христианскими добродетелями. Поэтому в куль- туре Позднего Возрождения уже выражалась не только экзальтация (творче- ская сила и восхищение бытием), но и пессимизм по поводу несовершенства мира. Подразумевалось всегда общество. Человек, несмотря на то, что счи- тал себя сильным и способным на преобразование мира, неосознанно наде- ялся на то, что Бог вмешается в государственное устройство. Парадоксаль- ность восприятия гуманиста заключалось в том, что он видел человека все- могущим и одновременно надеялся на то, что Бог преобразует для человека мир. В Позднем Возрождении человек осознал свою слабость. <…> Рационализм как система, в основе которой лежит разум, в противопо- ложность системам, основывающимся на откровении или чувстве, стал реакци- ей человека на то, что его представление о самом себе трансформировалось из человека совершенного в человека разрушителя. Проблема гуманистов заклю- чалась в том, что они смогли узреть красоту человека, его силу и совершенство, но не смогли понять причину этого и воплотить в общественной жизни. Раци- онализм разрушил маньеризм. Это была эпоха великих не осуществившихся проектов. Леонардо да Винчи можно считать в каком-то смысле символом этой эпохи. Все его основные замыслы не были осуществлены. Он сам писал в своих последних записках о том, как много осталось нереализованного, считал, что он только лишь нанес пунктир на карту бытия человека». (Платонова Э. Курс лек- ций по культурологи / Э. Платонова. – М., 2005. – С. 169–170). • Прочитайте тексты № 1 – 4; с мнением каких авторов вы согласны, а с кем не согласны? Почему? Аргументируйте свой ответ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy