000626
44 Текст 5. Из речи Пико делла Мирандола «О достоинстве человека» . О сотворении Адама, первого человека на земле . «…Сказал Бог: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определен- ного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по сво- ему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в цен- тре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, что- бы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь. <…> Ты можешь переродиться в низшие, неразумные су- щества, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, боже- ственные <…> О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!» (Пико делла Мирандола. О достоинстве человека . / Эстетика Ренессанса: в 2 т. – М., 1981. Т.1. С. 249). • Каким образом автор решает вопрос о свободе личности и Божествен- ном предопределении? • Идеальная личность эпохи, какой ее видит автор? • Каковы могут быть последствия свободного выбора для человека? • Сопоставьте размышления Пико дела Мирандолы и роспись Микелан- джело «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле. Текст 6. Из документа Мартина Лютера «95 тезисов». 1. «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь...», запове- довал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием. 2. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объяв- ляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всяко- го наказания и спасается. 3. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, не- сомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим. 4. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и – много меньше – в получении полного прощения. 5. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение. 6. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индуль- генции – это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом. 7. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобож- дение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy