000636

43 Мягкие и обходительные, способные к настоящему сопережива‑ нию, они притягивают к себе людей с проблемами, ищущих и нахо‑ дящих в гипотимах интуитивных психотерапевтов. Сами гипотимы страдают из-за постоянного чувства неполноценности, якобы упу‑ щенных возможностей сделать что-либо лучше, чем есть сейчас. Им не нравится собственная внешность, свое поведение, манера разго‑ варивать, работать, они склонны обращать внимание на неприятно‑ сти с желудком, сердцем и пр. Неприятные мысли гипотим нередко не высказывает вслух, чтобы не отягчать других своими пережива‑ ниями. На работоспособности настроение гипотима обычно сильно не сказывается. Словесный портрет (самоописание) гипотима (по Э. Г. Эйдемил‑ леру). Я – прирожденный пессимист, настроение у меня всегда пони- жено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне ча- сто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно слу- читься что-то плохое. Мне кажется, что я в чем-то виноват и пото- му окружающие ко мне плохо относятся, смотрят свысока. Я мра- чен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет уныние. Я не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, усталости. Часто у меня бывают запоры. Жизнь моя – нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемно- сти, бесцельности. 3.4. Эмоционально-лабильные и классические циклоиды Подчеркнем, что среди циклоидов выделяется группа эмоцио- нально-лабильных (П. Б. Ганнушкин, 1933), у которых периоды ми‑ норности и мажорности сменяются неоднократно в течение недели или даже суток. Карл Леонгард указывал, что во время клинической беседы легче всего убедиться в наличии у собеседника эмоционально-лабильных черт, получив утвердительный ответ на вопрос, не слишком ли он мягкосердечен. Стоит лишь заговорить о событиях, мало-мальски связанных с эмоциональными переживаниями, как в мимике начина‑

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy