000642

199 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ) ПОНЯТИЕ О ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ Патологические состояния – результат динамики врожденных или рано приоб- ретенных дефектов психики. Будучи психическими расстройствами, они не явля- ются в полном смысле этого слова болезнями, так как не имеют характерной для за- болеваний стадийности (начала, расцвета, затухания и исхода). Существует две разновидности патологических состояний. Во‑первых, это ум- ственная отсталость (олигофрения), характеризующаяся грубым дефектом с пораже- нием всех сфер психики, в особенности, интеллекта. Во‑вторых, к патологическим состояниям относят расстройства личности (психопатии) – результат относительно мягкой психической дефицитарности, проявляющейся в сфере эмоций и воли. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Умственная отсталость иначе называется малоумием или олигофренией (послед- ний термин принадлежит Эмилю Крепелину (1915). Это врожденное или приобре- тенное до трех лет стойкое недоразвитие психических функций, в первую очередь интеллекта. Недоразвитие при умственной отсталости тотальное (страдают также эмоции, воля, воображение и другие структуры психики). Клиническая классификация умственной отсталости появилась в конце XIX в. Она оказалась удобной и существует до настоящего времени. Соответственно выде- ляют легкую умственную отсталость («дебильность»), умеренно выраженную ум- ственную отсталость («имбецильность») и выраженную (глубокую) умственную отсталость («идиотию») (табл. 95, 96). Таблица 95. Клинические особенности умственной отсталости Степени олигофрении Мышление Память Воля Эмоции Легкая умствен- ная отсталость (дебильность) Неспособность к абстрактно- логическому мышлению. Несамостоя- тельность суж- дений Нет словесно- логической па- мяти. Компен- саторно трени- руется механи- ческая память Примитивность потребностей. Несамостоятельность, отсутствие собственных планов или их примитив- ность. Непродуманность решений. Неспособность к прогнозированию. Внушаемость и упрямство Простота эмо- ций, основан- ных на просто- те потребно- стей. Возможны привязанности, но нет чувств Умеренная умственная отсталость (имбецильность) Неспособность к настоящему понятийному мышлению (ис- пользуют пред- ставления вме- сто понятий) Механическая память слаба Выученные навыки очень просты. Пациенты не спо- собны к самостоятельной жизни Эмоции просты, грубы и обыч- но сопровожда- ют удовлетворе- ние физиологи- ческих потреб- ностей Глубокая умственная отсталость (идиотия) Неспособность к мышлению Память отсут- ствует Волевой активности нет. Некоторые инстинкты (пи- щевой, самосохранения) мо- гут быть извращены Эмоции не диф- ференцированы и представляют собой реакцию на внутреннее напряжение

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy