000642

238 Профессор В. В. Русских в свое время на основании наблюдений большого коли- чества пациентов с наследственными (генетическими) формами малоумия пришел к выводу, что при наличии олигофрении у одного из детей в семье у второго ребен- ка олигофрения бывает в 15% случаев; при наличии олигофрении у одного из роди- телей вероятность появления ребенка-олигофрена составляет 40%; при олигофре- нии у одного из родителей и у одного из детей олигофрения бывает и у другого ре- бенка в 90% всех случаев. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Основные отличия олигофрении от деменции приведены в таблице 100. Таблица 100. Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции Особенности Олигофрения Деменция Анамнез Врожденная Приобретенная Динамика Возможно приобретение навыков Потеря знаний и умений Основной дефект Тотальное недоразвитие психики, в первую очередь страдает абстрактно- логическое мышление Частичная утрата психических функций, в первую очередь страдает память Самокритика Отсутствует Присутствует (кроме тотальной деменции) Легкую умственную отсталость приходится дифференцировать с социально- педагогической запущенностью, задержкой психического развития (ЗПР), психиче- ским инфантилизмом. При социально-педагогической запущенности в силу неблагоприятных жизнен- ных обстоятельств у ребенка с нормальным интеллектом нет полноценных возмож- ностей для приобретения знаний, навыков и умений, необходимых для младшего школьника. У пациентов с ЗПР (табл. 101, 102) в силу ряда причин (обычно – наличия резидуально-органического поражения ЦНС) психика с ее функциями, включая ин- теллект, созревает несколько позднее. Лишь примерно к 10 годам эти дети догоняют сверстников по общему психическому развитию. Таблица 101. Варианты задержки психического развития (ЗПР) (по. К. С. Лебедин‑ ской, 1982) Группы Конституциональная (гармонический инфан- тилизм) Соматогенная Психогенная Органическая Причины Особенности эмоционально-волевой сферы (конститу- циональная харак- терологическая де- монстративность или неустойчивость на фоне инфантильно- грацильного телосло- жения) Длительные, тя- желые соматиче- ские заболевания в детском возрас- те (стойкая асте- ния, госпитализм, акцент на тормози- мые черты харак- тера, несамостоя- тельность) Неблагоприят- ные условия вос- питания (безнад- зорность, гипе- ропека, жестокое воспитание). Зао- стрение тормози- мых и неустойчи- вых черт харак- тера Церебрастенический синдром или гипер- динамические рас- стройства в резуль- тате раннего органи- ческого поражения ЦНС. Вариант рези- дуальной органики

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy