000655
11 рук»). Далее формируется образное мышление (результат оперирования образами- представлениями, внутренними «картинками»). Абстрактно-логическое мышле- ние (оперирование абстракциями, т. е. моделями образов) требует уже специально- го научения и возникает при помощи соответствующего школьного образования. У взрослого человека задействованы все указанные виды мышления. Мышление здорового человека имеет четыре особенности. Во‑первых, оно про- текает в адекватном, привычном для индивида (с учетом имеющейся стандартной ситуации) темпе. Во‑вторых, оно всегда целенаправленно, т. е. подчиняется зако- нам волевой деятельности (мышление – это решение задач). В‑третьих, мышление здорового человека стремится быть логичным и последовательным. В‑четвертых, мышление всегда реалистично, т. е. проверяется практикой. Против этих четырех особенностей и грешат искажения мышления в психопатологии (табл. 3). Таблица 3. Патология мышления. Нарушения мышления по форме Патология суждения По темпу По целенаправлен- ности По стройно- сти Навязчивые идеи Сверхценные идеи Бредовые идеи Принято выделять количественные и качественные нарушения мышления. Пер- вые также называют нарушениями мышления по форме (т. е. «формальными») или ассоциативными расстройствами. Вторые – нарушениями мышления по содержа- нию. К патологии интеллекта как негативному психопатологическому феномену имеют отношение преимущественно ассоциативные расстройства, тогда как нару- шения мышления по содержанию всегда расстройства продуктивные (и только при- митивизируются на фоне снижения когнитивных функций). 1.3.1. Ассоциативные расстройства Нарушения мышления по форме делятся на: 1) нарушения мышления по скоро- сти; 2) нарушения мышления по целенаправленности и 3) нарушения мышления по стройности (табл. 4). Нарушения мышления по скорости. Среди нарушения мышления по скорости выделяют замедление и ускорение мышления. Замедление мышления (уменьшение количества ассоциаций в единицу времени с соответствующим замедлением речи) может быть преходящим (обратимым), что имеет место при астении, депрессии и состоянии оглушения, или стойким (необра- тимым) при психоорганическом синдроме. Ускорение мышления (увеличение количества ассоциаций в единицу времени и ускорение речи) наблюдается при маниакальном синдроме, интоксикации психо- стимуляторами, а также в структуре предделирия. При патологическом ускорении мышления имеется повышенная отвлекаемость и чрезмерная переключаемость вни- мания, что при мании приводит к формированию т. н. скачки идей ( fuga idearum ), переходящей в своеобразное состояние близкое к бессвязности, когда речь содер- жит только обрывки незаконченных фраз и предложений. Таблица 4. Нарушения мышления по форме. Нарушения мышления по темпу Нарушения мышления по целенаправленности Нарушение мышления по стройности Замедление Ускорение Обстоятельность Резонерство Разорванность Бессвязность
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy