000655

15 Для удобства оценки интеллекта условно выделяют несколько его функций, к которым относятся: 1) анализ и синтез; 2) комбинаторные способности; 3) способ- ность к обобщению и выбору; 4) способность к абстрагированию и пониманию пе- реносного смысла; 5) способность к критике и самокритике. Задания на оценку анализа и синтеза предполагают проверку способности испыту- емого к разделению целого на смысловые составляющие (анализ) и соединения частей в единое целое (синтез). Комбинаторные способности оцениваются с помощью счета в уме (сложение и вычитание двузначных чисел) и описания сюжетной линии (состав- ление рассказа по картинкам). Способность к обобщению и выбору (умение оценить положение вещей и сделать вывод) проверяется с помощью сравнения двух понятий, сходных только внешне («птица и самолет», «мяч и арбуз») и задания «четвертый лиш- ний» (один из четырех предметов – чужеродный, его нужно выделить и объяснить, по- чему сделан именно такой выбор). Способность к абстрагированию и пониманию пе- реносного смысла изучается с помощью толкования пословиц, поговорок и крылатых выражений. Способность к критике предполагает возможность оценки ситуации как «верной» или «неверной» (задание «логические нелепости» с разнообразными непра- вильностями в тексте или рисунках). Способность с самокритике – умение верно оце- нить самого себя, свое поведение, поступки; исследуется с помощью теста самооценки («шкала ума» и другие аналоговые шкалы методики Дембо-Рубинштейн). Кроме «специфических» функций интеллекта при его исследовании необходимо оценивать память, внимание, умственную работоспособность испытуемого, запас его знаний и умений (школьных, общежитейских и профессиональных). В условиях современного психиатрического учреждения наиболее полная и подробная эксперти- за мнестико-интеллектуальных способностей проводится медицинским психологом. Начиная с 50‑х годов XX века все более существенную роль в количественной и качественной оценке интеллекта начинают играть т. н. клинико-метрические шка- лы. Последние представляют краткий набор наиболее простых необходимых во- просов и заданий, позволяющих проводить скрининговую оценку состояния ин- теллектуальной сферы пациента. После многих десятилетий своего существования клинико-метрические шкалы, выдержавшие испытание временем, за рубежом поч- ти полностью вытеснили как собственно клинические, так и экспериментально- психологические методы исследования интеллекта в психиатрических учреждениях. В условиях современной клинической больницы пациентам с подозрением на сла- боумие необходимо проведение вполне определенных клинико-лабораторных иссле- дований: общего анализа крови (для исключения анемии, воспалительных реакций), определение уровня электролитов (натрий, калий, кальций), глюкозы, печеночных ферментов, креатинина, гормонов щитовидной железы. Фактором риска развития нервно-психических расстройств является дефицит витамина В12 и/или фолиевой кислоты, что встречается у пациентов старше 70 лет более чем в 10% случаев и опре- деляет необходимость исследования их концентрации в сыворотке крови. В ряде случаев необходимо детальное серологическое обследование для исклю- чения нейроинфекций (особенно при неясной этиологии деменции у молодых паци- ентов). При наличии сердечно-сосудистых заболеваний применяются электрокар- диографические методы, эхокардиография, исследование магистральных сосудов головы при помощи дуплексного сканирования. Методы нейровизуализации (МРТ, КТ) необходимы для определения структурных изменений головного мозга. В крупных лабораториях изучают биомаркеры нейродегенеративных процес- сов – бета-амилоид, общий и фосфорилированный тау-протеин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy