000655

16 2. Нарушения интеллекта Патология интеллекта представлена врожденным и приобретенным слабоуми- ем (табл. 5). Таблица 5. Патология интеллекта. Приобретенное слабоумие (деменция) Врожденное слабоумие (умственная отсталость, олигофрения) Лакунарная деменция Тотальная деменция Легкая (дебиль- ность) Умеренная (имбециль- ность) Тяжелая (идиотия) Сосуди- стая Посттрав- матиче- ская При других экзогенно- органических заболеваниях Парали- тическая Атрофи- ческая Эндогенные (генетические, хромо- сомные) и экзогенные (воздействие на плод и ребенка до 3 лет) причины В отличие от умственной отсталости, деменция характеризуется стойкой утра- той прошлого опыта, невозможностью приобретения новых знаний и общим оску- дением психической деятельности. 2.1. Понятие об умственной отсталости Врожденное слабоумие называется также малоумием, олигофренией или ум- ственной отсталостью (современный термин). Приобретенное слабоумие извест- но как деменция. Один из основателей психиатрии, Жан-Этьен Доминик Эскироль, в начале XIX века, разделяя пациентов с врожденным и приобретенным слабоуми- ем, образно сравнил первых с «бедняками от рождения», а вторых – с «разоривши- мися богачами». В настоящее время к умственной отсталости принято относить не только врож- денный дефект интеллекта, но и приобретенный до 3‑х лет (до формирования соб- ственно «интеллекта»). При умственной отсталости недоразвиты все стороны психики (тотальное недо- развитие психики), в том числе эмоции и воля. Выделяют три степени тяжести ум- ственной отсталости: 1) легкую (дебильность); 2) умеренную (имбецильность); 3) тяжелую (идиотию). Наибольшие затруднения в распознавании возникают при легкой умственной отсталости (дебильности). Последняя характеризуется недоразвитием у пациен- та абстрактно-логического мышления и словесно-логической памяти, отсутстви- ем любознательности, слабым воображением и эмоционально-волевой примитив- ностью. При легких формах олигофрении возможна социально-трудовая компен- сация, приобретение простых знаний и навыков, обучение несложному ремеслу (рис. 20–23).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy