000655

26 В то же время понятие деменции в действующих психиатрических классифика- циях не отличается от классического, а легкие и умеренные когнитивные нарушения вполне коррелируют с представлениями об этапах психоорганического синдрома. Легкое когнитивное расстройство. В МКБ‑11 выделяется т. н. «Легкое нейро- когнитивное расстройство 6 D 71». Согласно будущей классификации указанное состояние характеризуется субъективным переживанием снижения когнитивно- го функционирования по сравнению с предшествующим уровнем, которое сопро- вождается объективными признаками нарушения работоспособности в одной или нескольких когнитивных сферах относительно ожидаемого уровня с учетом воз- раста человека и общего уровня интеллектуального функционирования. Сниже- ние не является достаточно тяжелым, чтобы затруднять самостоятельное выпол- нение человеком повседневных дел. Когнитивные нарушения могут быть связаны с исходным заболеванием нервной системы, травмой, инфекцией или другим бо- лезненным процессом, затрагивающим определенные области мозга, или с хро- ническим употреблением определенных психоактивных веществ или лекарствен- ных средств. При лёгких когнитивных нарушениях результаты экспериментально-психоло- гического обследования могут оставаться в пределах возрастной нормы, однако больные осознают снижение интеллектуальных способностей по сравнению с преж- ним (доболезненным) уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются лишь в жалобах и не обращают на себя внима- ния окружающих. Они не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в са- мых сложных её формах. Клинически у пациентов снижается скорость мышления, способность к долгой концентрации внимания, в работе не удается прежняя «мно- гостаночность», появляется субъективное ощущение ухудшения памяти. Родственники пациентов замечают у них потерю инициативности, быструю ис- тощаемость психических процессов, частые жалобы на бессилие. Эта общая поте- ря активности, как правило, ошибочно связывается с «закономерными» возрастны- ми изменениями или остаточными явлениями перенесенного заболевания (напри- мер, того же «ковида»). При психологическом обследовании могут быть единичные ошибки в тестах. Часы больной чаще рисует правильно. По данным психометри- ческой шкалы MMSE он набирает 28–30 баллов. Однако, если задания проводить на скорость», почти обязательно появляются ошибки. Адаптация дома и на работе сохранена, однако в реальной жизни (в ситуации нестандартности или эмоциональ- ного стресса) уже начинают появляться проблемы. Обычно все это компенсирует- ся опытом и клинически не значимо, правда, для людей интеллектуального и физи- ческого труда границы этой «возрастной нормы» носят весьма условный характер. Поэтому при когнитивном снижении так важно сравнение нынешнего интеллекту- ального потенциала человека с прежним собственным. Все чаще уходят привычные автоматизмы, и пациент начинает подбирать слова родного языка как иностранного. В разговорной речи появляются паузы, слова-паразиты (ну, … э, значит, как бы, это самое, и т. д.). Пациенты с тормозимыми чертами характера начинают переживать неуверенность в своих умственных способностях, тревожатся по поводу того, что другие заметят их «несостоятельность», особенно сослуживцы. Люди интеллекту- альных профессий, которые привыкли рассчитывать на свои память и ум, особенно страдают из-за потери доверия к своему интеллектуальному аппарату. Однако, как

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy