000655
3 1. Интеллект и его предпосылки 1.1. Понятие об интеллекте Интеллект – способность приобретения и творческого использования зна- ний и жизненного опыта, т. е. способность приобретать необходимые знания и ра- ционально их использовать. Интеллект является интегративной психической функцией. Его предпосылка- ми являются: память, внимание и мышление. Предпосылки интеллекта в основном формируются к концу первых трех лет жизни. Таким образом, информация, полу- ченная до 3 лет закодирована несколько иначе, поэтому в последующем не воспро- изводится в сознании (детская амнезия). Выдающийся психопатолог Карл Ясперс указывал различия между интеллектом в собственном смысле и предпосылками для него – памятью, мышлением, внима- нием. Изолированная патология отдельных предпосылок интеллекта не свидетель- ствует еще о нарушении последнего. Резко выраженные расстройства памяти могут не сопровождаться явным слабоумием, равно как и наоборот, выдающаяся память может быть у лиц с весьма посредственными умственными способностями. Интеллект не простая сумма предпосылок, задачей его является необходимость по-новому их комбинировать. В то же время роль памяти в функционировании интеллекта достаточно вели- ка. По этому поводу достаточно вспомнить немецкую поговорку «Пустая голова не мыслит». Чем больше камушков мозаика нашего мышления будет иметь в своем распоряжении, тем больше идей и тем тоньше нюансы она будет в состоянии выра- зить (Э. Блейлер, 1921). 1.2. Память как предпосылка интеллекта Память – это психическое отражение (воспроизведение в психике) событий, действовавших в прошлом. Согласно т. н. функциональному определению, памя- тью называют способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Соответствующими функциями памяти являются: фиксация (прием информации), ретенция (сохранение информации), репродукция (воспроизведение информации), а также забывание (перевод менее актуальной информации на периферию сознания). В зависимости от возможности воспроизвести необходимую информацию па- мять бывает: оперативной (сиюминутной, непосредственной), кратковременной (с возможностью припомнить информацию в течение суток), а также долговремен- ной (с возможностью воспроизведения в любое время). И если оперативная память в основном определяется работой ионных каналов, кратковременная обеспечивает- ся активацией имеющихся синаптических рецепторов, то долговременная обуслов- лена появлением дополнительных рецепторов и активацией синаптогенеза. Т. к. запоминать приходится разную информацию, выделяют память образную (соответствует разным видам чувствительности), эмоциональную (память на «пере- живания»), моторную (двигательную) и когнитивную (словесно-логическую, запо- минание главного, существенного, результатов аналитико-синтетической деятель- ности). Моторная память связана с древними, наиболее автоматизированными дви- гательными зонами и является самой крепкой. Эмоциональная память также весь-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy