000658
44 жение слуха, артериальная гипертензия, ожирение и позднего возрас- та (старше 65 лет): курение, депрессию, гиподинамию, социальную изоляцию и сахарный диабет влияют на функциональный резерв и за- пуск патологических процессов в нервной системе. По последним дан- ным сюда можно также добавить чрезмерное употребление алкоголя, черепно-мозговую травму и загрязнение воздуха. Для снижения ри- ска развития когнитивных нарушений особенно эффективна коррекция этих факторов риска в среднем возрасте, когда еще нет даже начальных проявлений расстройств. Изменение должно носить мультимодальный характер, так как зачастую сложно выявить ведущий фактор. Вместе с тем во многих исследованиях установлено, что регулярная физиче- ская активность, интеллектуальная деятельность, когнитивный тренинг оказывают положительное влияние на общее функциональное состоя- ние пациентов и с уже имеющимися когнитивными нарушениями. Более высокий уровень образования в детстве и на протяжении всей жизни снижают риск деменции. Общие когнитивные способно- сти увеличиваются при обучении в раннем возрасте, когда мозг наи- более пластичен и достигают относительного плато к позднему под- ростковому возрасту, после 20 лет дальнейшее образование влияет незначительно. Более поздний эффект образования связан с тем, что люди с более высокими когнитивными функциями ищут когнитивно- стимулирующие виды работы и образование. Трудно отделить кон- кретное влияние образования от влияния общих когнитивных спо- собностей и конкретное влияние когнитивной деятельности в более позднем возрасте от когнитивной функции и активности на протяже- нии всей жизни. В крупном исследовании в Китае (15882 человека) и нескольких небольших в разных странах было показано, что путе- шествия, общественные мероприятия, занятия музыкой, искусством, физической активностью, чтением и говорением на втором языке были связаны с сохранением когнитивных функций, независимо от уровня образования, профессии, деятельности в пожилом возрасте и текуще- го структурного здоровья мозга. Также существует гипотеза «Используй или потеряй», которая предполагает, что умственная деятельность в целом может улучшать когнитивные функции. У людей, занимающихся более интеллектуаль- ной работой, как правило, наблюдается меньшее ухудшение когнитив- ных функций до, а иногда и после выхода на пенсию, чем у тех, кто за-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy