000663

21 ной стороне. Напряжение височной и жевательной мышц на этой сто- роне ослаблено. Мышцы становятся атрофированными. При откры- вании рта нижняя челюсть отклоняется в больную сторону (преоб- ладание тонуса крыловидных мышц на здоровой стороне). Нижнече- люстной рефлекс не вызывается. Описанные двигательные расстрой- ства могут сочетаться с анестезией в зоне иннервации нижнечелюст- ного нерва. В редких случаях возможен центральный паралич жева- тельных мышц как составная часть псевдобульбарного синдрома. Па- ралич бывает двусторонним; повышается нижнечелюстной рефлекс, гипотрофия мышц отсутствует. При раздражении тройничного нерва может развиться тоническое сокращение жевательных мышц – тризм. Симптом является характерным для столбняка, но изредка сможет встречаться и при других неврологических заболеваниях. VII пара. Лицевой нерв . Лицевой нерв является смешанным, основная его порция является двигательной и обеспечивают иннерва- цию мимической мускулатуры лица и некоторых мышц головы и шеи, вторая порция нерва состоит из чувствительных и вегетативных воло- кон и обеспечивает вкусовую иннервацию передних двух третей язы- ка и вегетативную парасимпатическую иннервацию слезной железы, а также подъязычной и подчелюстной слюнных желез. Исследование функции лицевого нерва начинают с осмотра. Часто уже в покое за- метна асимметрия мимических мышц: разная ширина глазных ще- лей, неодинаковая выраженность лобных и носогубных складок, пе- рекос рта. Иногда эта асимметрия обнаруживается только при разго- воре или эмоциональных реакциях больного (улыбка, смех). В некото- рых случаях наблюдаются легкие подергивания (тики) или другие ги- перкинезы мимических мышц (локализованные спазмы).Для оценки состояния мимической мускулатуры пациента просят наморщить лоб (поднять брови вверх), оценивают выраженность и сглаженность лоб- ных складок, затем просят свести брови к переносице, так же с оцен- кой выраженности складок, потом просят закрыть глаза, зажмурить глаза, наморщить нос, надуть щеки, показать зубы, свистнуть или проделать движения, как при задувании свечи, и наблюдают, как вы- полняются эти движения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy