000663

61 • надкраевая извилина: семантическая афазия, астереогноз, идео- моторная апраксия, анозогнозия боли; • височная доля: сенсорная афазия, амнестическая афазия (средне- задние отделы); • лобно-центрально-теменная область: артикуляторная моторная афазия, оральная апраксия; • лобная доля: вербальная моторная афазия (нижние отделы за- днелобной области), аграфия; • правое (у правшей) полушарие: нейропсихологическая симпто- матика поражения менее обширна; • затылочная доля – агнозия лица; • надкраевая и угловая извилины – односторонняя (левосторон- няя) пространственная агнозия. Методы исследования афазии, агнозии, апраксии Прежде всего необходимо внимательно присмотреться к поведе- нию больного, прислушаться к его рассказу о начале болезни, ее про- явлениях, о проводившемся лечении и т. д. Грубые апрактические и афатические расстройства улавливаются быстро и легко. Затем переходят к подробному исследованию речи. Предлага- ют больному выполнить какой-нибудь примитивный двигательный акт: открыть рот, закрыть глаза, поднять руку, встать, сесть, чтобы выяснить, понимает ли он словесный приказ, нет ли у него сенсор- ной афазии. Наличие одновременно апраксии крайне затрудняет ди- агностику сенсорной афазии. В таких случаях больному рассказыва- ют что-нибудь, что может вызвать у него определенную реакцию: ра- дость, слезы, смех – и следят, как он воспринимает рассказываемое. Исследуют, не утрачена ли у больного способность читать про себя (нет ли алексии). Для этого пишут ему «встаньте» или «назовите свою фамилию» и следят за выполнением просьбы. Для суждения о состоянии речи необходимы сведения, характе- ризующие спонтанную речь, умение больного участвовать в беседе, читать стихи, считать, называть по порядку месяцы года, дни неде- ли и т. д. (автоматизированная речь), называть окружающие предме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy