000679

11 Отряд Сольпуги, или Фаланги ( Solifugae ). Сольпуга обыкновенная ( Galeodes araneoides ). Особенности морфологии. Сольпуги – крупные паукообразные дли- ной 5–7 см и более. Тело и длинные конечности густо покрыты желтовато- бурыми волосками. В сочетании с мощными хелицерами, оканчивающими- ся зубчатыми клешнями, это придаёт сольпугам устрашающий вид. Географическое распространение. Обитают в достаточно засушливых климатических зонах (Северный Кавказ, Закавказье, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, южный берег Крыма, нижнее По- волжье, Испания, Португалия, Греция и др.). Особенности жизнедеятельности. Сольпуги – ночные хищники, они питаются членистоногими и даже мелкими позвоночными (например, яще- рицами). Очень быстро бегают даже по вертикальным поверхностям, высо- ко прыгают. В погоне за добычей или привлечённые светом (электрических ламп, фонариков) могут забегать в жилища человека, в туристические па- латки. Достаточно агрессивны, особенно весной, но специально на человека не нападают. При нападении сольпуги принимают угрожающие позы и из- дают пронзительное стрекотание трением хелицер друг о друга. Медицинское значение. Вопреки распространённому в народе мнению, сольпуги не ядовиты. Но, кусая хелицерами, они наносят глубокую рану, в которую с хелицер попадают бактерии и трупный яд от разложившихся остатков съеденной сольпугами пищи. В месте укуса развиваются воспале- ние и нагноение. Профилактика личная: см. «Каракурт». АУДИТОРНАЯ РАБОТА Теоретическая часть занятия: с помощью преподавателя обсудите тео- ретический материал, руководствуясь «Вопросами по теме занятия». Практическая часть занятия: сделайте лабораторные работы, выпол- ните задания в альбоме «Практикум по биологии для самостоятельной рабо- ты студентов», решите ситуационные задачи из сборника «Медицинская па- разитология: ситуационные задачи и упражнения». Работа № 1. «Конечности речного рака». Изучите с помощью табли- цы строение конечностей речного рака. Рассмотрите сухие макропрепараты «Скелет и конечности высших ракообразных (подкласс Malacostraca )». Об- ратите внимание на идиоадаптации в зависимости от выполняемых конеч- ностями функций. В альбоме зарисуйте конечности речного рака. Обозначь- те антеннулы, антенны, верхние и нижние челюсти, ногочелюсти, клешни, ходильные ноги, копулятивный аппарат (у самцов), брюшные плавательные ножки, тельзон.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy