000679

41 века. В кишечнике мух многие болезнетворные микроорганизмы сохраняют жизнеспособность до 12 дней, и выходят с фекалиями мух, не потеряв сво- их патогенных свойств. 3. Некоторые представители двукрылых – возбудители заболеваний. Па- разитирующей стадией у них является личинка, которая питается тканями живого организма (при этом имаго паразитами не являются). Такие заболе- вания называются «миазы». Приведём примеры возбудителей миазов. Семейство Серые мясные мухи: вольфартова муха. Тканевый злокаче- ственный миаз. Семейство Полостные оводы: овечий овод. Полостные миазы. Семейство Подкожные оводы: бычий овод. Подкожные миазы. Семейство Желудочные оводы: желудочный овод лошади. Желудочные миазы. Иногда возбудителями миазов могут быть личинки «ложных паразитов» (домовой, комнатной, мясных мух и др.), если их яйца случайно попадают, на- пример, в желудочно-кишечный тракт или в повреждения кожи. Личинки си- ней и зелёной мясных мух могут быть возбудителями факультативных ткане- вых миазов. Личинки дрозофил, проглоченные с пищей, могут вызвать фа- культативный кишечный миаз. Иногда жигалка осенняя откладывает яйца в раны или язвы на коже, где из яиц выходят личинки и питаются тканями. 4. Некоторые представители используются в качестве моделей (напри- мер, в генетических исследованиях – плодовая мушка дрозофила). АУДИТОРНАЯ РАБОТА Теоретическая часть занятия: с помощью преподавателя обсудите тео- ретический материал, руководствуясь «Вопросами по теме занятия». Практическая часть занятия: сделайте лабораторные работы, выпол- ните задания в альбоме «Практикум по биологии для самостоятельной рабо- ты студентов», решите ситуационные задачи из сборника «Медицинская па- разитология: ситуационные задачи и упражнения». Работа № 1. «Ротовой аппарат чёрного таракана». Рассмотрите с по- мощью лупы и микроскопа на малом (×80 крат) увеличении микропрепа- рат «Ротовой аппарат чёрного таракана». В альбоме зарисуйте микропрепа- рат, соблюдая цветовую гамму. Обозначьте верхнюю губу, верхние челю- сти, нижние челюсти, нижнечелюстные щупики, нижнечелюстные лопасти, нижнюю губу, нижнегубные щупики, нижнегубные лопасти, ментум (под- бородок), субментум. Работа № 2. «Ротовой аппарат комара». Изучите с помощью таблиц схе- му строения ротового аппарата комара. В альбоме зарисуйте поперечный срез хоботка комара и хоботок в продольном ракурсе. Обозначьте верхнюю губу,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy